Ремонт Стены Уход

Храмы солнца в индии. Храм солнца в индии Храм сурья в конараке краткое описание

Одним из доводов «за поездку» было наличие по соседству с этим городом знаменитого Храма Солнца в Конарке. И, надо сказать, что он действительно впечатляет. В то же время этот храм далеко не единственный, посвященный Сурье в Индии.

Храмы Солнца в Индии

В свои прошлые индийские путешествия я бывал в двух Храмах Солнца в Индии - в Джайпуре и Модхере.

Храм Солнца в Джайпуре.

Храм Сурьи (Сурья - бог Солнца в индуизме) в столице Раджастана Джайпуре запомнился в основном:

1. Обитающими там в огромном количестве обезьянами.

Обезьяны в Храме Солнца

2. Мурти (статуя) Бога Сурьи. В Индии не так уж часто можно увидеть Сурью, там в фаворе другие боги.

Бог Сурья с супругой.

3. Видом на Джайпур.

Храм Солнца в Модхере.

Храм Солнца в Модхере (штат Гуджарат) впечатлил в большей степени. Построенный в 1026 году он относительно хорошо сохранился, учитывая что над его разрушением «работали» не только природные катаклизмы, но и мусульманские завоеватели.

Храм Солнца в Модхере,

В свое время это был фантастически красивый и богатый храм. Огромный бассейн перед главным зданием, 108 маленьких святилищ вокруг него, 52 колонны Колонного Зала и лучи восходящего солнца освещающие (и освящающие) статую бога Сурьи - всё это производило неизгладимое впечатление. Сейчас здесь, конечно, остатки былого величия. Но и они внушают священный трепет.

Храм Солнца в Модхере

Многие посетители этого Храма Солнца в Модхере испытывают здесь и трепет иного рода, поскольку храм украшен большим количеством чувственных скульптур и эротических барельефов в стиле знаменитых Храмов Любви в Кхаджурахо.

Эротические сценки в Храме Солнца в Модхере.

Храм Солнца в Конарке.

Еще больше изображений самых разных сцен сексуального характера в главном Храме Солнца в Индии в Конарке, включенном в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО под номером 246.

Эротические сценки Храма Солнца в Конарке.

Известный также под названием Черная Пагода (такое название дали ему европейские моряки, считавшие, что он притягивает суда на мель), Храм Сурьи был построен в 13-м веке на берегу Бенгальского залива. Сейчас, правда, до моря около трех километров (за 700 лет Океан немного отодвинулся) и на берегу стоят другие - маленькие храмы.

Колесо. Храм Солнца. Конарк. Индия.

В свое время высота купола храма была 70 метров и он служил ориентиром для проходящих мимо на Калкату торговых кораблей. Купол обвалился, многие строения разрушены, но и сейчас в Храм Солнца в Конарке бесконечным потоком идут люди. Правда, не паломники, а туристы, и, в основном, индийские. И что их больше привлекает сюда - величие религиозного и архитектурного замысла или эротические барельефы, благодаря которым этот храм относят к Храмам Любви Древней Индии , сказать сложно.

Храм Солнца. Конарк.

Если бы не назойливое внимание местных жителей, можно было бы часами бродить по Храму Солнца в Конарке, любуясь творением древних зодчих. По форме Храм Сурьи представляет собой гигантскую колесницу. Ее везут семь лошадей (по числу дней недели). У колесницы 12 пар огромных каменных колес. Повсюду огромное количество великолепно выполненных барельефов (не только эротического характера). Для любителей древнего зодчества - просто наслаждение.

Сооружение храма началось в "благоприятный" пятый год правления раджи (1240-1241). Об этом свидетельствует автор хроники Падмакешары: «Махашрама Нарасимхадева к концу пятого года своего победного, блистательного правления повелел, чтобы храм в образе колесницы был выстроен для Парамасурьядевы (бога Высшего солнца) на земле Аркакшетры». Весь ансамбль храма состоит из трех частей. Танцевальный павильон, где храмовые танцовщицы исполняли ритуальные танцы, находится отдельно от двух других. Крыша его обвалилась, но еще крепкие стены хранят былую красоту. Снаружи они сплошь покрыты горельефами, изображающими как бы застывших в танце полногрудых танцовщиц. В руках у них барабаны, флейты, цимбалы.

Другие части храма - джагамохана (зал для молящихся) и деул (святилище) - соединены. Когда-то они стояли на одной огромной платформе и представляли собой гигантскую двухкупольную каменную колесницу.

Перед храмом - семь каменных коней в богатой сбруе, символизирующих дни недели. Тяжелая колесница опирается на двенадцать пар колес - по числу месяцев в году - диаметр которых, чуть меньше трех метров.

Как и все храмы в Индии, а так же скульптуры и живописные произведения, Кандарья Махадео имеет в плане мандалу – схему, модель, аналогичную модели мира. В архитектуре она носит название Васту Пуруша Мандала. В культурном контексте - это место напряжения космических сил, свершения предельных деяний, как пишет Шептунова И.И., битвы страстей человеческих. Все ритуальные тексты, связанные со строительством, ваянием, театром содержат определённый один и тот же набор правил: изначально необходимо очистить площадку, совершив необходимые ритуалы по изгнанию злых духов. Следующим шагом являлось определение центра - бинду (место Брахмы), из которого проводится окружность. В трактате Вастусутра - упанишада о символике круга говорится следующее: "Круг-это вселенная. В его форме - дыхание жизни, как в человеке - разум. Он, согласно Вастуведе, есть вращение времени. Центр с окружностью подобны движению сознания (читта-вритта)" (ВСУ. II, 6). В центре круга, в бинду, заключается Атман - душа. Круг вписывается в квадрат, который в свою очередь делится на малые квадраты (8x8 или 9x9). Точность геометрического орнамента "янтры", как и цикличность ритуала, была выражением "правильного порядка" в мироздании и способом его сохранения.

Согласно тексту "Шильпасарини", храм в Конараке принадлежит к типу Махапрашаста панчаратха прасада (пятичастного храма) и представляет собой полуторакратное увеличение модели "махакайласа прасада", по которой построен храм Лингараджа в Бхубанешваре. Для каждой из частей конаракского храма и ансамбля была избрана основная янтра, связанная с именем божества, которому посвящалось сооружение. Пять частей храма Падмакешары представляют собой: мукхашала - передний зал, расположенный с востока и перекрытый четырехскатной трехъярусной "крышей"; шикхара - башнеобразная часть центрального святилища, поднимающаяся над гарбхагрихой- целлой, в которой помещалась главная статуя бога, а так же три окружающие шикхару небольшие башенки, нишашикхары, с юга, с запада и севера. Таким образом, как пишет Шептунова И.И., главное святилище оказывается окруженным, включая входную часть мукхашалы, четырьмя приделами, посвященными четырем стражам стран света - дика-палам и вместе с тем четырем ипостасям солнечного бога - в зените и надире, на востоке и на западе.

На одной оси с центром целлы, с востока, на площади перед храмом находилась колонна - Аруна-стамбха, посвященная утренней заре, затем - квадратное в плане и повторяющее силуэт мукхашалы нат-мандир (здание театра).

Каждая янтра-мандала имеет свой сакральный текст, поясняющий значение всех ее деталей - кругов, лотосов, количества их лепестков и т.д. Для шикхары использовалась «Сурья-янтра о 12 аваранах» (оболочках-защитах), соотносящая навершие храма - амалаку - с лотосом центральной мандалы, а малые шикхары приделов - со странами света, оберегаемыми четырьмя ипостасями Сурьи - это Пушан, Митра, Аруна, Хари-дашва. Центр мандалы соотносится с высшей формой бога - Бхаскара. "Пуджа Сурье приносится в центре вместе с Майей и Чхайей (имена супруг Сурьи, воплощающих его "энергию" - шакти). Если сооружается здание для приношений Сурье, то оно должно быть построено точно в соответствии с этой янтрой, включая четыре круга с алтарем. Для центрального зала была выстроена "Сурья-панчатья-мандала", состоящая из центрального восьми - лепесткового лотоса и четырёх 12-лепестковых.

Важно, что в янтре сфокусирована и пространственная структура храма (сооружение которого тоже является своего рода ритуалом), и временная структура ритуала-пуджи, совершаемого в уже действующем храме. Движение в ритмично организованном архитектурном пространстве оборачивается "чтением" пространства во времени, а временной ритм ритуала - как бы "прохождением" сквозь пространство.

План-янтра - развивается в сложный организм, синтезирующий геометрию архитектурных форм с живой изобразительностью скульптурного декора, каждая деталь которого также имеет свою каноническую микроструктуру, соотнесенную со структурой целого. Иконография изображения богов и героев описывается в Шильпа-шастрах, где рекомендуются определённые пропорции, позы, одежды. Существует система подобия природе, например, руки и шея походи на хобот слона, пальцы рук на бобы и так далее.

Человеческая фигура делится по высоте на семь, восемь или девять частей, в зависимости от характера персонажа. Боги и герои, например, имеют голову равную одной девятой тела. Для более низкого происхождения пропорции равны один к семи. В тексте так же обозначены четыре основные положения фигуры, опять же в соответствии с эмоциональным состоянием изображённого:

Самбханга (покой и созерцание)

Абханга (расслабленная, естественная поза с лёгким изгибом)

Атибханга и трибханга (сильный изгиб тела, энергичное движение)

Как уже было отмечено, любое дело в Индии начинается с янтры, или мандалы, даже уборка дома, когда схему рисуют на пороге. Так и в изготовлении горельефных панно. Янтра "держит" поле изображения, как узда и ограда. В квадрат (воды изначального океана), вписывается круг (символ неба). Квадрат делится линией огня -анги-рекха (вертикальной) и линией воды -ап-рекха (горизонтальной). От союза неба и воды рождается земля-ромб, и всё оживает под действием косых линий ветров - марутурекха. Как свидетельствует Вастусутра-упанишада (трактат о скульптуре), если Изображение вписано в круг и по главным линиям янтраы, то оно не только символически совпадает с макрокосмосом, но и обретает равновесие и благородные пропорции. "Горячие" позы (тайджаса) воинов и героев, как и полёт небожителей или демонических персонажей, например, должны быть расположены по линиям ветров.

Как пишет Шептунова: «Храм Сурьи в целом и в каждой своей детали несет емкий образ, за которым тянется цепь поэтических и символических метафор». Солнечное божество одного из древнейших и универсальных образов в мифологии человечества. Сурья Ригведы - прежде всего учредитель мирового порядка, отмеряющий пространство и время, создатель дня, страж закона с всевидящим оком. Он окружен целым сонмом своих спутников (или ипостасей-эпитетов), отражающих в своем многообразии разные природные силы и состояния. Солярная символика включала в себя мотивы лотоса, коня, колеса-чакры, колесницы, широко представленных в скульптуре Падмакешары. Наиболее емкий из них - образ колесницы, запряженной семью разноцветными (в других версиях - белыми или золотыми) конями, на которой бог едет по "верхнему" и "нижнему" небу.

В упанишадах колесо и колесница становятся символом психофизической природы человека. "Катха-упанишада" сравнивает с ней процесс восприятия и мышления: "Знай, что душа (атман) - это седок, тело (шарира) - колесница, высший разум (буддхи) - возничий, а ум (манас) подобен поводьям; чувства же - это лошади, а их возбудители - дороги, по которым они идут". Вишнуит Нарасимхадева I, повелевая построить храм в образе колесницы, конечно, ассоциировал себя с идеальным кшатрием Арджуной и в облике храма косвенно прославлял свои военные подвиги. Огромный геральдический лев, попирающий слона (Гаджасимха), украшал восточный фасад шикхары, повторяясь в меньших размерах в других частях здания. В его образе зашифровано имя раджи Нарасимхадевы ("человекольва", аватары Вишну). Нарасимхадева и сам изображен в скульптурных панно храма как воин-лучник, как смиренно поклоняющийся йони-лингаму, как принимающий дары подданных, т.е. в разных образах справедливого царя, дхарма-дхары, как бог Солнца, поддерживающий высший закон космического порядка. Образ колесницы решен в облике храма Падмакешары скорее внешне, на уровне скульптурного декора, в виде колес цоколя и скульптур "запряженных" в него коней. Сама структура храма-шикхары восходит к иной модели, в которой фаллическая символика (лингам) соединяется с символикой мифической горы (Меру, Кайласа) как центра мира, главной опоры - аналога тройственной модели космоса в виде двух колес и соединяющей их оси.

На этой горе-вселенной размещаются все ярусы мироздания, начиная от "низа", представленного в пластическом декоре в образах земных животных и мифических "макара", до "верха" - солнце-лотоса, который изображает и символизирует навершие храма (амалака). Как уже говорилось, храм строился по Вастапуруша-мандале, т.е. «храм - это и тело человека-пуруши, и он скульптурен, ибо скульптура как вид искусства исходит из пластической выразительности тела и материала, его массы». Интерьер храма предназначен для бога и его служителей. Остальные созерцают здание, его детали и целое снаружи, сохраняя древнейшие традиции мегалитической культуры - ритуала и храма под открытым небом, связанного со всеми точками горизонта. Здание становится скульптурой, помещенной в "интерьере" небосвода, изображением абстрактной идеи мировой оси. Скульптурный декор прорастает из тела храма, подчеркивая его символическую структуру, но не конструкцию, модули скульптуры и архитектуры в шильпашастрах едины и исходят из размеров человеческого тела (толщины пальца, фаланги, ладони, стопы и т.д.), причем главный модуль "хаста-катхи" для каждого строения избирался по реальным размерам "локтя" сутрадхары данного комплекса или его "яджамана" - жертвователя.

Храм состоит из трех частей — танцевальной, где храмовые танцовщицы совершали ритуальные пляски, зала для молитв и святилища, которое на сегодняшний день разрушено. Несмотря на то, что храм довольно длительный период времени был заброшен, к нему всегда ездило большое количество паломников со всего мира. Это самый большой и величественный храм богу солнца во всей Индии.

Больше всего туристов съезжается к достопримечательности на древний праздник Высшего Сурьи. На конец января — начало февраля выпадает седьмой день светлой половины месяца магх. Восход именно этого дня и съезжаются посмотреть паломники.

Интересные факты

  • Храм солнца уникален тем, что представляет собой гигантскую колесницу с 12 колесами, запряженную семью лошадями. Каждое колесо декорировано множеством миниатюрных скульптур и орнаментов. Такой красивый архитектурный ход символизирует движение солнца по небосводу.
  • Храм был возведен в далеком XIII веке недалеко от берега Бенгальского залива. Изначально храм стоял прямо у начала линии воды, но за 7 веков море отступило и теперь нужно пройти около 3 км, чтобы добраться до берега.
  • Храм солнца весь застроен скульптурами на эротическую тематику.

Как добраться

  • Храм солнца расположен недалеко от курортной пляжной местности, так что чаще туристы посещают его в рамках экскурсии, которую можно приобрести в вашем отеле.
  • Вы также легко доберетесь до храма по шоссе 203 на арендованном автомобиле, либо такси.

Контакты

Адрес: Konark, Odisha 752111, Индия

Телефон: +91 6758 236 821

Официальный сайт: http://www.konark.nic.in/index.htm

Повсюду на Земле располагаются древние Храмы Солнца, которые свидетельствуют о том, что культ Солнца был раньше естественным для всей Земли. Один из таких храмов - храм Сурьи в Конараке (Индия). Храм Сурьи в Конараке был возведен в середине XIII века по приказу Раджи Нарасимхадева I. Раджа поклонялся богу солнца и свято верил, что своими успехами он обязан именно ему. Огромная часть военных трофеев пошла на строительство Храма Сурьи. Перед постройкой храма у раджи Нарасимхадева I даже не возникало сомнений в том, что святилище солнца должно было быть построено именно в этом месте.

Дело все в том, что еще до появления на свет могущественного правителя, территория на берегу Бенгальского залива считалась священной: именно там поклонялись солнцу. Кстати, название Конарак произошло неслучайно: в индийском языке существует словосочетание «Кона-Арка», которое дословно переводится, как «территория солнечного света».

Аудио-выпуск передачи

http://sun-helps.myjino.ru/sop/20180803_sop.mp3

Этот храм является жемчужиной Конарака. Он представляет собой гигантскую колесницу, точнее, ее образ Виману. На ней при помощи семи священных коней по верхнему и нижнему небу передвигается великий Сурья.
Всего колес в Вимане 12, каждое из них имеет диаметр чуть более 3 метров. Колесо является символом времени, ось между двумя колесами также служит символом. Два колеса – это земля и небо, а ось между ними – тесная связь двух миров.

С храмом Солнца в Конараке связаны множество легенд. По одной из них, огромная статуя бога Солнца Сурьи, расположенная в главном святилище, буквально «парила» в воздухе.
Период расцвета Храма Сурьи в Конараке пришелся на конец XIII века. Обряды в нем совершались до середины XVI века. Потом произошло какое-то ужасное событие, которое довольно туманно описывается в летописях. «В момент, когда фиринги пришли в святилище, мы потеряли все, что у нас до этого было. Все благовония улетучились, а нам осталась одна только ветошь», — примерно так можно перевести древнюю летопись, которой удалось чудом уцелеть до наших дней. Многие историки и лингвисты пытались раскрыть тайну этого документа, однако пока их попытки не увенчались успехом.

Кто такие «фиринги»? Одна версия говорит о том, что это были враждебно настроенные мусульмане, а вторая, что европейцы. Некоторые специалисты ссылаются и на то, что слово «фиринги» может обозначать какое-либо разрушительное природное явление, например, ураганные ветры или штормы. Однако эти версии не больше, чем предположения: что именно произошло в XVI веке в Храме Солнца, так и остается загадкой.

Интересно то, что после такого непонятного документа, рассказывающего о разрушении индийского Храма в Конараке, тут же появляются летописи, в которых говорится о том, что после разрушения, святилище по-прежнему остается местом, куда устремляются со всей страны тысячи паломников.

Изучая такие исторические памятники мы еще раз убеждаемся в том, что следы единого для всей Земли культа Солнца находятся в разных уголках нашей планеты. В древности люди понимали божественную природу Солнца и обращались к нему как к Высшему разуму.