Курсовая работа: Менеджмент в социально-культурной сфере. Специальность «Социально-культурная деятельность» (академический бакалавр) Организатор социально культурной деятельности где работать
Менеджер - это профессиональный управляющий, субъект управления, организатор. Профессионал,
задача которого - организация конкретной производительной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.
Статус - это положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением.
Социо -культурная деятельность - это самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени.
Особенности Социо -культурной деятельности формируют особый тип менеджера - это высокий
уровень общественной культуры, эрудиция. Так же должен хорошо ориентироваться в экономике,
хозяйственной деятельности, в области психологии, педагогике, имиджелогии, этикете,
предпринимательстве.
Основные социальные роли в которых выщупает менеджер Социо -культурной деятельность
заключаются в следующем:
1. Менеджмент, предпринимательство, продюссерство в сфере организации досуга детей, подростков, молодежи семейных объединений.
2. Посредничество в двух «ипостасях» в сфере общения людей (роль ведущего) и в коммерческих отношениях (роль импресарио).
3. Реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией творческих идей и проектов в сфере досуга.
4. Лидерство в малой группе, формальной или не формальной общности, связанное с выполнением функции педагога - корректора поведения детей, подростков, молодежи, взрослых.
Функции менеджера Социо –культурной деятельности:
1. Организаторская функция- это участие в создании необходимых социально -экономических условий ирекреаций форм досуговой деятельности жителей социума. Эта функция менеджеров, Социо -культурной деятельности являются определяющей. Менеджер -это организатор клубной работы, руководитель художественной самодеятельности.
2. Правовая функция - эта участие в нормативно-правовой обеспеченности и защите конституционных свобод личности в условиях досуга, т.е. знание нормативных и правовых актов, имеющих отношение к сфере свободного времени.
3. Управленческая функция – это финансово-экономическое обеспечение учреждений досуга, т.е. владение механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, распределение бюджета, работа со спонсорами.
4. Криативная функция - это обеспечение досуговых форм самодеятельности населения, разработка, корректировка реализации Социо - культурных, досуговых инициатив, программ, проектов.
Особую роль менеджер СКД играет в Социо- культур ной сфере, которую можно определить как организацию групповой, семейной, личностной службы досуга в социуме, т.е. рациональное использование свободного времени и решение досуговых проблем людей.
Профессиональная компетентность менеджера Социо -культурной деятельности определяется в двух аспектах:
1. объективная сторона - в умении управлять коллективом учреждения культуры,
2. субъективная сторона- в профессионализме самого менеджера.
Профессионализм менеджера Социо -культурной деятельности - это постоянное его самоизменение в соответствии с изменяющимися целями, задачами Социо -культурной деятельности, которые служат формирующим и развивающим средством по отношению к менеджеру.
Профессиональная компетентность менеджера - это результат и оценочный показатель деятельности менеджера, но и уровень его мышления.
В силу своего служебного статуса менеджер несет ответственность за людей, с которыми он
работает. Вот почему для него существуют следующие этические нормы:
1. Обязанность убедиться в отсутствии контактов, соглашений и обязательств с другими менеджерами.
2. Не допускать переманивание сотрудников у других менеджеров.
3. Предельно ясно в письменной форме составлять контракты, указывая обязательства и ответственность (возмещение расходов, срок выплаты гонорара, затраты и т.д.).
Таким образом, доминирующими признаками в современном статусе менеджера являются: его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной и групповой досуговойдеятельности. А современный статус менеджера определяется социальнойролью специалиста, о которой говорилось выше.
Билет № 22 вопрос № 2
Общая характеристика этнокультурных и этнонаправленных технологий СКД.
Определение понятий: технология, СКД, этнос.
Роль данных технологий в сохранении, развитии и воспитании национального самосознания личности, в освоении ценностей духовной культуры народа. В качестве генераторов, носителей, пользователей данных технологий прекрасно зарекомендовали себя национально-культурные, культурно-образовательные центры, Дома национального творчества, студии, самодеятельные объединения этнокультурной направленности. Их цель: культурное самоопределение, саморазвитие, сохранение больших и малых этнических групп населения.
Этнонаправленные технологии включают в себя формы и средства
социокультурной деятельности, способству возрождению национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного творчества, народных промыслов и ремесел. Проведение мероприятий в рамках культурных программ национальных общин, проживающих в регионе, создание телевизионных проектов, например, «Многообразие народов и земель российских», организация телемостов, книжных ярмарок, этнографических празднеств, фестивалей, народных гуляний, смотров народных кухонь, «Дней открытых сердец», юбилейных торжеств, связанных с важнейшими историческими датами в истории конкретных этнических групп населения. Роль данных технологий в воссоздании национальной культурной среды, приобщении детей и молодежи к ценностям национальной культуры, вовлечение в творческую деятельность по созданию национальных культурных ценностей. Создание, например, центра народной татаро-башкирской культуры в Челябинске, способствует созданию этнокультурной среды «проживания» детей и взрослых, объединенных в соответствующих досуговых объединениях. Воспитание детей и молодежи духовными ценностями «малой родины», места, где родился и вырос. Роль этнокультурных программ и проектов в социализации, саморазвитии и самореализации личности как субъекта культурной деятельности. Примеры этнокультурных мероприятий на местном уровне.
Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, деятельности может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.
Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:
- 1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - сопричастного менеджмента.
- 2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.
Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.
- 3. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере - это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.
- 4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.
- 5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы.
- 6. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.
Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий, развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.
Расширение информационного поля деятельности социокультурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры. свободный время культурный досуговый
Профессиональная компетентность менеджера социокультурной деятельности проявляется в двух ипостасях: объективная сторона - в умении управлять коллективом учреждения культуры в целом и его отдельными сотрудниками; субъективная - в профессионализме самого менеджера, который реализуется в самой его деятельности, в его личностном отношении к этой деятельности.
Будучи групповой и индивидуальной формой деятельности, менеджмент социально-культурной деятельности реализуется и в том, и в другом случае в личностной форме управленца, в его индивидуальном и конкретном способе реализации сил, возможностей и способностей.
Личностные качества менеджера обуславливают уровень профессионализма, так как сама по себе эта профессия в большей степени объективирована структурами и функциями социокультурной деятельности.
Профессионализация менеджера социально-культурной деятельности - это постоянное его самоизменение в соответствии с изменяющимися целями, задачами социокультурной деятельности, которые, в свою очередь, служат формирующим и развивающим средством по отношению к менеджеру.
Следовательно, в процессе деятельности менеджера развиваются его необходимые профессиональные качества, но достигается это при условии полноценной, продуктивной, творческой деятельности.
Нецелесообразная же деятельность в любых видах всегда приводит к падению профессионализма, вырождению профессиональной компетентности. Уровень профессионализма менеджера социально-культурной деятельности органически связан с его компетентностью.
Компетентность представляет собой не только результат и оценочный показатель деятельности менеджера, но и уровень его мышления, стиль деятельности.
Компетентность и профессионализм всегда дополняют и обогащают друг друга, но нередко эти качества не соединяются в одном субъекте. И тогда менеджер с высоким уровнем теоретической компетентности (имеющий ученую степень, ученое звание) бывает в профессиональном отношении весьма далеким не только от совершенства, но и от стандартных требований, предъявляемых к уровню профессионализма.
Профессиональная управленческая культура менеджера социально-культурной деятельности формируется на основе вариативного сочетания двух видов знания:
- - операционального знания, которое обращено на выполнение конкретных действий и определяет профессиональный кругозор менеджера;
- - метазнания, связанного с механизмами и инструментами управленческой деятельности, ее структурой, быстрой профессиональной адаптацией, продуктивностью реализации способностей.
Особым признаком профессиональной управленческой культуры выступает категория творческой деятельности, тесным образом связанная с природными основами социально-культурной сферы, где первичными качествами менеджмента и менеджера выступают оригинальность, гибкость, нестандартность мышления, способность генерировать идеи, просчитывать адекватные пути их реализации и предвидеть возможные результаты.
Профессиональное лицо менеджера культуры и искусства определяется также нравственными и этическими нормами.
Это относится ко всем областям менеджмента независимо от отраслей деятельности, в которых он осуществляется.
В среде культуры и искусства нравственно-этические нормы менеджера обязаны быть исключительно чисты, ибо его деятельность соприкасается с чрезвычайно сложной, утонченной и ранимой человеческой натурой, присущей творческой личности.
Следует помнить, что структура деятельности менеджера социально-культурной сферы, так или иначе, связана с выполнением его профессиональных задач, а следовательно, с его умением действовать.
Основа же каждого действия и их последовательность определяется системой ориентиров, которые позволяют точно выполнять заданные действия-операции. Мастерство выполнения профессиональных действий всегда связано с интеллектом и мышлением.
Мышление профессионально подготовленного менеджера проявляется в умении видеть в конкретных условиях, в сложившейся ситуации профессиональную задачу, реализующую цель профессиональной деятельности, преобразовать эти условия, ситуацию и приблизиться к достижению цели.
Добавим при этом, что профессиональное менеджерское мышление необходимо специалисту не только для решения текущих задач, связанных с процессом деятельности, но и для осознания новых, выявления нерешенных профессиональных проблем.
Решая профессиональные задачи, менеджер мысленно предопределяет: сложность и характер поставленной задачи; структурирование операций (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, систематизация и т.п.), с помощью которого осуществляет поиск правильного решения; возможный результат.
В психологии выделяется несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; практическое и теоретическое; репродуктивное и творческое; интуитивное и аналитическое; реалистическое и аутистическое. Но в контексте менеджерской деятельности отчетливо проявляются и определенные типы мышления.
- 1. Мышление менеджера, ориентированное на новации, поиск "ноу-хау", прорывные социокультурные технологии, творчество, генерацию идей, новых форм и методов работы, предопределяет инновационный характер деятельности.
- 2. Мышление менеджера, который уверен в правильности своей деятельности, работает с высокой степенью самоотдачи, "выкладывается" на работе, стремится добиться поставленных целей не только в своей непосредственной работе, но и в работе учреждения культуры в целом, может обеспечивать активно-созидательную деятельность. Коллеги в шутку и всерьез называют такого менеджера "рабочей лошадкой".
- 3. Пассивно-исполнительское мышление не является прогрессивным. Как правило, менеджеры с таким мышлением - хорошие исполнители, педантично делают свою работу, но только в рамках должностной инструкции. Они не проявляют инициативу, творчество, но отлично выполняют приказы и распоряжения.
Такой тип мышления широко распространен в структурах управления с жесткой исполнительской дисциплиной, в которых строго регламентированы служебные, технологические и производственные отношения.
Такой тип мышления абсолютно неприемлем для менеджмента социокультурной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает развитие творческого потенциала и не способен функционировать иначе.
На основании многолетней практики менеджеры этой сферы уже выработали своеобразные этические нормы и правила, которые получили статус законов, правда, неписаных. В них вошли нормы отношений между самими менеджерами, менеджерами и артистами, менеджерами и подчиненными. Выработаны и применяются особые процедуры разрешения споров и конфликтов.
В силу своего служебного статуса и положения менеджер всегда несет ответственность за людей, с которыми он работает. Взаимодействие менеджера с исполнителем (артистом, художником, профессиональным или самодеятельным коллективом) всегда имеет утонченные этические формы, хрупкую структуру, способные в любой момент разрушиться под малейшим воздействием внешних и внутренних факторов.
Исполнители всегда ищут хороших менеджеров, которые могли бы их профессионально и достойно представлять на внутреннем и зарубежном рынке исполнительского искусства.
Менеджер, со своей стороны, связывая себя контрактом с тем или иным деятелем искусства, не может упустить многих факторов и, на первый взгляд, мелких деталей и нюансов.
Прежде всего, менеджер обязан: убедиться в отсутствии у своего клиента каких-либо соглашений, контрактов и обязательств с другими менеджерами; не допускать переманивания артистов у других менеджеров, необоснованными обещаниями "крутых" гонораров и ангажементов; предельно ясно, в письменной форме составлять контракты, указывая взаимные обязательства и ответственность; еще до подписания соглашения информировать своего подопечного о его расходах на питание, гостиницу, переезды, телефонные переговоры и т.д., о способах возмещения этих расходов и об условиях прекращения или продления контракта; в обозначенный срок выплачивать гонорар и затраты, разногласия по поводу непредвиденных затрат решать путем переговоров.
В случаях творческого кризиса исполнителя, менеджер обязан искренне объясниться с ним и предложить варианты работы в другом амплуа, с другими менеджерами; получив полномочия от исполнителя, менеджер обязан создать условия для выполнения артистом его обязательств, ибо невыполнение вредит репутации не только самого исполнителя, но и менеджера, его перспективе в работе с другими исполнителями.
Вернуться назад на
Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.
Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:
1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - сопричастного менеджмента.
2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.
Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.
3. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере - это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.
4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.
5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы.
6. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.
Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.
Расширение информационного поля деятельности социокультурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры.
Профиль: Менеджмент социально-культурной деятельности
Квалификация : Академический бакалавр
Виды профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной деятельности:
- творческая;
- организационно-управленческая;
- научно-методическая;
- проектная;
- педагогическая.
Что умеет бакалавр социально-культурной деятельности?
- занимается разработкой и постановкой культурно-досуговых программ на основе собственного оригинального сценарно-режиссерского решения;
- организует досуг разных групп населения;
- осуществляет социально-культурную поддержку людей с особенностями физического развития, способствует социальной адаптации лиц с нарушениями социализации и отклоняющимся поведением, помогает в семейном воспитании детей;
- осуществляет менеджмент и маркетинг в сфере индустрии досуга, рекреации и культуры;
- продюсирует культурно-досуговые программы, проводит фестивали, конкурсы, смотры, праздники и другие мероприятия;
- разрабатывает новые методики и технологии стимулирования социально-культурной активности населения, участвует в реализации региональной культурной политики;
- проводит научные исследования социально-культурной деятельности и экспертизы проектов социально-культурной направленности;
- преподает теоретические и практические дисциплины в области социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях.
Где работает бакалавр социально-культурной деятельности?
- учреждения туризма и отдыха;
- дома культуры;
- дома отдыха;
- клубы, досуговые и культурные центры различных форм;
- парки культуры и отдыха;
- культурно-спортивные комплексы;
- социальные и социально-реабилитационные центры;
- средства массовой информации;
- издательства;
- музеи;
- учреждения общего, дополнительного и профессионального образования.
Кто учит бакалавров социально-культурной деятельности?
Подготовкой бакалавров социально-культурной деятельности занимается кафедра социально-культурной деятельности.
Среди преподавателей кафедры:
- Н.В. Погорелова (кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-культурной деятельности, Почетный работник сферы молодежной политики);
- В.С. Русанова (кандидат педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ; Лауреат премии Губернатора Челябинской области);
- Т.П. Степанова (кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ);
- С.Г. Рубцов (кандидат педагогических наук, доцент, декан Института заочного обучения);
- В.М. Рябков (кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации, Заслуженный работник высшей школы РФ);
- Б.С. Сафаралиев (доктор педагогических наук, профессор);
- С. В. Богдан (кандидат педагогических наук, доцент);
- и другие
Какие предметы изучает бакалавр социально-культурной деятельности?
- теорию и историю социально-культурной деятельности;
- педагогику досуга;
- историю искусств;
- основы культурной политики;
- менеджмент социально-культурной деятельности;
- режиссуру;
- маркетинг;
- экономику индустрии досуга;
- продюсерское мастерство;
- технологии социально-культурной анимации и рекреации
- и многое другое.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Изучение проблемы эффективного менеджмента социально-культурной сферы. Характеристика социально-культурных институтов. Практические аспекты проблем эффективного менеджмента. Управление социально-культурной сферы на примере Ивдельского городского округа.
курсовая работа , добавлен 30.03.2014
Менеджмент как система управленческой деятельности. Типические особенности деятельности менеджера, его функции и основные направления работы, личностные и профессиональные качества. Руководители трех уровней управления. Принцип творческой кооперации.
реферат , добавлен 14.11.2010
Управление общественными процессами через отношения людей. Менеджмент как основа предпринимательской деятельности. Роль информации в принятии управленческих решений. Коммуникации в системе управления. Координация действий между множеством подразделений.
реферат , добавлен 07.12.2009
Классификация функций и принципов социокультурной деятельности. Исследование механизмов менеджмента в социально-культурной сфере. Анализ особенностей управления персоналом в социально-культурном учреждении. Структура государственного управления культурой.
курсовая работа , добавлен 25.06.2014
Сущность организационной культуры и её социально-психологические основы. Особенности становления в творческом коллективе. Оптимальные формы, методы социально-культурной деятельности, черты корпоративной культуры работников учреждения клубного типа.
дипломная работа , добавлен 27.06.2016
Свободное время личности: понятия, сущность, социальная значимость. Менеджер социально-культурной деятельности и его роль в организации свободного времени. Профессиональная компетентность сопричастного менеджера, факторы формирования навыков и умений.
курсовая работа , добавлен 17.01.2015
Культура как сфера экономических отношений. Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства. Экономические и материально-технические ресурсы учреждений. Сущность и характеристика современного менеджмента. Система и структура управления культурой.
учебное пособие , добавлен 19.02.2012