Ремонт Стены Уход

Понятия переломы вывихи ушибы растяжения презентация. Презентация на тему "травмы, переломы, растяжения, вывихи"

Актуальность темы Травмирование зубов – достаточно распространенная
стоматологическая проблема, которая чаще всего встречается у детей.
Согласно статистическим данным, травматические повреждения зубов
выявляются у 41-50% детей дошкольного возраста и до 33%
школьного. Дети до 6 лет учатся ходить, падают с высоты, с горок,
качель и т.д. Дети школьного возраста занимаются спортом (хоккеем,
карате, футболом), занимаются активными играми на улице, катаются
на скейтах и роликах. Всё это ситуации, при которых возрастает риск
получения травмы зуба.
Острые травмы зубов возникают от одномоментно действующих
причин. Зачастую пациенты, особенно дети, обращаются за помощью
не сразу, а спустя длительное время, в связи с чем, затрудняется
диагностика и лечение подобных поражений. Вид травмы связан с
силой удара, его направлением, местом приложения. Большую роль
играет возраст больного, состояние зубов и пародонта.
В настоящее время существует не одна система классификации

Цели и задачи

Цель исследования:
Рассмотреть в детской стоматологии переломы и вывихи
зубов, их особенности, практический опыт лечения.
Задачи исследования:
Дать характеристику переломам и вывихам зубов.
Определить особенности лечения переломов и вывихов
зубов в детской стоматологии.
Разработать пути оптимизации комплексного лечения
переломов и вывихов зубов

Классификация вывихов и переломов

В настоящее время существует не одна система классификации
зубных травм, но самым распространенным является подход ВОЗ.
Исходя из него, травмы зубов представлены 8-мью классами:
I-класс - ушибы зубов, которые в дальнейшем сопровождаются
трещинами эмали;
II-класс - переломы не осложненной формы;
III-класс - осложненный перелом верхушки зуба – повреждение
коронки;
IV-класс - полный перелом верхушки зуба;
V-класс - продольные переломы, которые затрагивают корень и
коронку зуба
VI-класс - перелом корней зуба;
VII-класс - неполный вывих;
VIII-класс - полный вывих.

Вывихи зубов

Вывих зуба – травматическое повреждение зуба, в
результате которого нарушается его связь с лункой.
Вывих зуба возникает чаще всего в результате удара по
коронке зуба. Чаще других вывиху подвергаются
фронтальные зубы на верхней челюсти и реже на нижней.
Вывихи премоляров и моляров происходят чаще всего при
неосторожном удалении соседних зубов с помощью
элеватора.

Неполный вывих

Рис. 1. Неполный вывих
При неполном вывихе разрывается часть волокон
периодонта. Волокна, сохранившие непрерывность, как
правило, растянуты в той или иной степени.
Для неполного вывиха характерно изменение положения
коронки зуба в зубном ряду и корня по отношению к
стенкам альвеолы

Полный вывих

Рис. 2. Полный вывих
При полном вывихе происходит разрыв тканей всего
периодонта и круговой связки зуба. Это приводит к выпадению
зуба из альвеолы под действием приложенной силы или
собственного веса зуба. Сосудисто-нервный пучок всегда
разрывается. Может произойти перелом края альвеолы. Иногда
зуб удерживается в альвеоле единичными сохранившимися
волокнами круговой связки зуба или за счет адгезивных свойств
двух влажных поверхностей: корня зуба и стенки альвеолы

Вколоченный вывих

Рис. 3. Вколоченный вывих
При вколоченном вывихе корень зуба внедряется в глубь альвеолярного
отростка и тела челюсти. Это может произойти при ударе по режущему краю
зуба в направлении его вертикальной оси. Для вколоченного вывиха
характерен полный разрыв волокон периодонта и, как правило, разрывом
сосудисто-нервного пучка.

Иммобилизация при помощи композиционных материалов и фиксирующих дуг

Шина-скоба с фиксирующей лигатурной проволокой

Лечение вывихов

Лечение неполного вывиха включает:
Репозицию зуба;
Иммобилизация стекловолоконной лентой в сочетании со
свето-отверждаемым композитным материалом на 4
недели либо фиксация каппой или гладкой шиной-скобой;
Гигиена полости и щадящая диета;
Осмотр через 1 месяц;
при установлении гибели пульпы - ее экстирпацию и
пломбирование канала.

Лечение полного вывиха включает:
При полном вывихе зуба возможна его реплантация (не
позже, чем через трое суток после травмы),
экстирпация пульпы и пломбирование канала;
реплантация;
Иммобилизация на 4 недели каппой или гладкой шинойскобой, стекловолоконной лентой в сочетании со светоотверждаемым композитным материалом;
механически щадящую диету.

Лечение вколоченного вывиха включает:
Репозиция и иммобилизация на 4 недели каппой или
гладкой шиной-скобой, стекловолоконной лентой в
сочетании со свето-отверждаемым композитным
материалом;
При невозможности репозиции – удаление зуба

Реплантация

Реплантация - это возвращение зуба в его собственную
лунку. Различают одномоментную и отсроченную реплантацию
зуба.
При одномоментной в одно посещение готовят зуб к
реплантации, пломбируют ка- нал его корня и проводят
собственно реплантацию с последующим шинированием.
При отсроченной реплантации вывихнутый зуб промывают,
погружают в физиологический раствор с антибиотиком и
помещают временно (до реплантации) в холодильник. Через
несколько часов или суток зуб трепанируют, пломбируют и
проводят его реплантацию.

Переломы зубов

Причинами перелома зуба в основном являются
механические травмы, полученные в результате удара или
падения. Фронтальные зубы верхней челюсти более
подвержены переломам, чем зубы нижней челюсти, нередко
переломы зубов сочетаются с их неполными вывихами.
Переломы зубов бывают:
по виду: со вскрытием пульповой камеры и без вскрытия;
по типу: поперечные, продольные и оскольчатые;
по расположению: в области коронки, в области шейки
зуба и корня.

Рис. 4. Перелом со вскрытием пульповой камеры
Рис. 7. Перелом (скол) коронки в зоне эмали
Рис. 5. Перелом без вскрытия пульповой камеры
Рис. 8.Скол коронки в зоне эмали
Рис. 6. Трещины эмали и дентина
Рис. 9. Перелом коронки в зоне эмали и дентина

Рис. 10. Перелом шейки зуба
Рис. 11. Перелом корня или верхушки корня

Рис. 12. Схематическое изображение отдельных видов перелома зуба:
а - на уровне эмали и дентина без и со вскрытием полости зуба, б - на
уровне шейки зуба, в - поперечный, на уровне верхней трети корня, г продольный, д - поперечный, на уровне средней трети корня

Лечение переломов зубов

Тактика лечения по отношению к таким зубам решается
коллегиально врачами-стоматологами: терапевтами,
хирургами, ортопедами.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Переломы и вывихи зубов наиболее часто встречаются в детском
возрасте. Чаще всего подобная патология наблюдается во фронтальном
отделе верхней челюсти. Механизм травмы чаще всего связан с
физической активностью детей.
Своевременное и корректное лечение позволяет избежать возникновения
дефекта с нарушением прикуса, функцией откусывания, эстетического
недостатка, осложнений в виде воспалительного процесса.
Иммобилизация, как основной этап лечения травмированных зубов у
детей, должна отвечать следующим требованиям: шина должна быть
безвредной для организма, исключать подвижность травмированных
молочных и постоянных зубов, как прорезавшихся, так и находящихся в
стадии прорезывания, не препятствовать проведению других лечебных
мероприятий, должна быть атравматичной.
Тактика лечения перелома или вывиха зуба у детей должна определяться
в индивидуальном порядке в зависимости от клинической и
рентгенологической картины, возраста пациента, уровня и качества
гигиены полости рта.

1 слайд

КГМУ Кафедра общей хирургии Общие вопросы хирургии повреждений Механическая травма. Вывихи. Переломы. Первая помощь, лечение.

2 слайд

3 слайд

Ушиб Симптомы ушиба: Боль Припухлость Кровоподтек Функция пораженного органа сохранена. Нарушается при нарастании отека, гематомы.

4 слайд

Первая помощь и лечение Иммобилизация конечности Холод (пузырь со льдом) в первые стуки Давящая повязка Тепловые процедуры со 2 суток При наличии большой гематомы – пункция, удаление крови, давящая повязка

5 слайд

Травматический токсикоз Синонимы: синдром длительного раздавливания, краш-синдром, синдром позиционного сдавления. Состояние, обусловленное длительным (4-8 ч) раздавливанием мягких тканей конечностей, в основе которого лежит ишемический некроз мышц, интоксикация продуктами распада, печеночно-почечная недостаточность.

6 слайд

Патогенетические факторы синдрома длительного раздавливания Болевое раздражение Травматическая токсемия вследствие всасывания продуктов распада тканей Плазма - кровопотеря

7 слайд

Клиническое течение Период нарастания отека и сосудистой недостаточности (1-3 дня) Период острой почечной недостаточности (3-12 дней) Период выздоровления

8 слайд

Лечение В первом периоде Обезболивание Тугое бинтование конечности Противошоковая дезинтоксикационная терапия Антибиотикотерапия Во втором периоде Гемодиализ В третьем периоде Лечение гнойных ран

9 слайд

ВЫВИХИ Полное смещение суставных концов костей по отношению друг к другу Вывихи сопровождаются разрывом капсулы сустава и связочного аппарата с выхождением через разрыв капсулы одной из суставных поверхностей КЛАССИФИКАЦИЯ: Врожденные Приобретенные Травматические Патологические 3. Осложненные 4. Неосложненные

10 слайд

Врожденные вывихи: Нарушение развития суставных концов кости Смещение последних происходит в внутриутробном периоде Приобретенные вывихи: Травматический (действие травмы) Непрямая травма с приложением силы в дали от сустава Образование рычага с точкой опоры в области суставных концов кости Патологические (заболевание суставов с разрушением суставных поверхностей костей (опухоли,туберкулез, остеомиелит)) Осложненные вывихи: Повреждение крупных сосудов Повреждение нервов Перелом костей

11 слайд

Жалобы: Боль в области сустава Невозможность выполнения активных и пассивных движений При осмотре: Деформация в области сустава Необычное вынужденное положение конечности Активные движения невозможны Укорочение или изменение оси конечности Болезненность в области сустава Пассивные движения ограничены Симптом пружинящей фиксации Симптом клавиши

12 слайд

ЛЕЧЕНИЕ: ВПРАВЛЕНИЕ ИМОБИЛИЗАЦИЯ КОНЕЧНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ВЫВИХ ПЛЕЧА ПЛЕЧЕВОЙ СУСТАВ ДЕФОРМИРОВАН ГОЛОВКА ПЛЕЧА ОТСУТСТВУЕТ НА ОБЫЧНОМ МЕСТЕ ВПРАВЛЕНИЕ: Метод Кохера Метод Джанелидзе Метод Мота Метод Гиппократа

13 слайд

14 слайд

Метод Кохера 1 ЭТАП: Больного укладывают на стол на спину Фиксируют надплечья Хирург 2-я руками осуществляет тягу за предплечье и нижнюю часть плеча по оси плеча одновременно прижимая его к туловищу 2 ЭТАП: Определение растяжения мышц и капсулы сустава Не ослабляя натяжения по оси плеча предплечье отводят кнаружи до фронтальной поверхности вращая плечо вокруг оси 3 ЭТАП: Суставная поверхность головки плеча выводится кнаружи Не ослабляя натяжения и отведения, не отрывая локоть от туловища, предплечье перемещают к средней линии 4 ЭТАП: Резким движением закидывают кисть руки на противоположный плечевой сустав а предплечье перемещают на переднюют поверхность груди

15 слайд

16 слайд

17 слайд

Перелом (fractura) - нарушение целости кости на протяжении, вызванное механическим воздействием (травма) или влиянием патологического процесса в кости (опухоль, воспаление)

18 слайд

Классификация переломов I. По происхождению врожденные (внутриутробные) приобретенные. 2. В зависимости от повреждения тех или иных органов осложненные неосложненные. 3. По локализации диафизарные эпифизарные 4. По отношению линии перелома к продольной оси кости поперечные косые винтообразные (спиральные). 5. По положению костных отломков друг к другу со смещением без смещения отломков.

19 слайд

Разновидности переломов: а) при сгибании, б) от удара, в) торзионный, г) раздробленный, д) вколоченный

20 слайд

Неполные переломы Трещина - неполный перелом, при котором связь между частями кости нарушена частично Линия перелома может быть: Прямой (поперечный перелом) - при прямом ударе Косой - при сгибании Спиральной (винтообразный) - при скручивании Вколоченной - при сдавлении Отрывной - оторвавшийся костный фрагмент отходит от основной кости

21 слайд

22 слайд

Смещение отломков (dislocatio). Смещение отломков может быть: первичным - под воздействием механической силы вторичным - под влиянием сокращения мышц Виды смещения отломков Под углом (dislocatio ad axin) Боковые смещения (dislocatio ad latum) По длине (dislocatio ad longitudinem) По периферии (dislocatio ,ad periferium)

23 слайд

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ СМЕЩЕНИЯ КОСТНЫХ ОТЛОМКОВ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ: а - БОКОВОЕ СМЕЩЕНИЕ; б - СМЕЩЕНИЕ ПО ОСИ (ПОД УТЛОМ); в - СМЕЩЕНИЕ ПО ДЛИНЕ С УДАЛЕНИЕМ; Г - СМЕЩЕНИЕ ПО ДЛИНЕ С УКОРОЧЕНИЕМ; g - РОТАЦИОННОЕ СМЕЩЕНИЕ

24 слайд

Условия, определяющие сращение переломов ОБЩИЕ ФАКТОРЫ: Снижение репаративной способности тканей Хронические истощающие заболевания Нарушение обмена веществ Недостаточность белкового питания Гипо- и авитаминозы 2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 3. МЕСТНЫЕ ФАКТОРЫ: а) тяжелая травма, обширные повреждения мягких тканей, надкостницы, кости; б) расстройство кровообращения в зоне перелома; в) нарушение иннервации в зоне перелома; г) внутрисуставные переломы; д) неполная репозиция (сопоставление) или недостаточная; фиксация (иммобилизация) отломков; е) развитие инфекционных осложнений; ж) интерпозиция тканей.

25 слайд

Обследование ДОСТОВЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ: Патологическая подвижность - К примеру качательные движения в области бедра, плеча, голени, предплечья указывают на наличие перелома. Крепитацию отломков определяют руками. Фиксируют конечность выше и ниже места перелома и смещают ее то в одну, то в другую сторону. Появление хруста трущихся друг о друга отломков является абсолютным признаком перелома. При клиническом обследовании измеряют длину конечности, определяют пульсацию периферических сосудов, кожную чувствительность, активные движения пальцев конечности.

26 слайд

Лечение переломов три основных принципа лечения: 1) репозиция костных отломков 2) удержание, создание неподвижности сопоставленных костных отломков и иммобилизация органа 3) применение средств и методов, ускоряющих образование костной мозоли и сращение кости (консолидация кости)

27 слайд

Иммобилизация гипсовой повязкой Гипс (сульфат кальция) представляет собой мельчайший порошок, который при смешивании с водой образует кашицеобразную массу, отвердевающую в течении нескольких минут Конечности необходимо придать функционально выгодное положение Должна быть хорошая репозиция костных отломков, которые необходимо удерживать во время наложения повязки и до затвердения гипса Гипсовой повязкой должны быть фиксированы два близлежащих сустава Концы пальцев кисти или стопы должны оставаться открытыми Под костные выступы подкладывают ватные подушечки из простой (негигроскопичной) ваты, которая более эластична и не впитывает пот Повязка должна быть тщательно отмоделирована, равномерно облегать, но не сдавливать подлежащую часть тела после наложения повязки ее маркируют: химическим ка рандашом указывают дату перелома, наложения повязки и, пред полагаемый срок ее снятия.

29 слайд

Метод постоянного вытяжения Вытяжение следует проводить в среднефизиологическом положении поврежденной конечности, т. е. в состоянии равновесия между мышцами-антагонистами. Это достигается полусогнутым положением конечности, уложенной на шины Белера, Богданова. 2. Репозицию следует проводить по оси центрального костного отломка, т. е. периферический отломок должен быть установлен по оси центрального. Нагрузка при вытяжении должна увеличиваться постепенно, что способствует безболезненному растяжению мышц и репозиции отломков. 4. Необходимо создание противовытяжения, что достигается, например, приподниманием ножного конца кровати при лечении переломов нижних конечностей. В таком положении масса тела больного создает противовытяжение.

30 слайд

Оперативное лечение переломов АБСОЛЮТНЫЕ ПОКАЗАНИЯ: открытые переломы; 2) повреждение жизненно важных органов отломками костей (вещества головного, спинного мозга, органов грудной и брю шной полости, крупных сосудов, нервов конечностей); 3) интерпозиция мягких тканей (состояние, когда между отломками костей оказались мягкие ткани - мышца, сухожилие, фасция и др., что делает невозможным сопоставление костных отломков и сращение кости); 4) ложный сустав; 5) гнойно-воспалительные осложнения перелома; 6) неправильно сросшиеся переломы с грубым нарушением функции органа.

31 слайд

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАНИЯ 1) неудавшаяся многократная попытка сопоставить (репонировать) костные отломки; 2) замедленная консолидация перелома; 3) поперечные переломы длинных трубчатых костей, когда нельзя сопоставить или удержать костные отломки; 4) неправильно сросшиеся переломы с незначительным нарушением функции органа.

32 слайд

Исходы лечения переломов Полное восстановление анатомической целостности и функции конечности. 2. Полное восстановление анатомической целостности с нарушением функции органа вследствие атрофии мышц, тугоподвижности, контрактуры суставов. 3. Неправильно сросшиеся переломы с изменением формы кости или органа (укорочение, искривление) и нарушением функции конечности (хромота, ограничение объема движений). 4. Неправильно сросшиеся переломы с восстановлением функции конечности. 5. Несросшиеся переломы - ложный сустав (псевдоартроз). 6. Посттравматический остеомиелит.

Разделы: Биология

Класс: 8

Цель:

  • сформировать представление о различных видах травм опорной системы;
  • развивать умение оказывать первую помощь при повреждении суставов, костей и растяжении связок;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: Модель скелета человека, таблицы “Строение костей”, “Типы соединения костей”, электронное приложение к учебнику “Дрофа. Биология. 8 класс”; простейшие шины, перевязочный материал, косынки. Раздаточные карточки (Приложение 1 ); презентация к уроку (Приложение 2 ), Приложение 3.

План урока

I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка отсутствующих).

II. Повторение.

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.

3. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов.

4. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи.

5. Виды переломов. Меры доврачебной помощи.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Практическая работа.

Ход урока

I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка отсутствующих).

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке в полном составе.

II. Повторение ранее изученного материала.

Мы с вами в течение последних уроков изучали тему “Скелет”, рассмотрели его строение, свойства и типы соединения костей.

Давайте с вами вспомним:

1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).

2) Что входит в состав верхних конечностей?

3) Что входит в состав нижних конечностей?

4) Выполнение творческого задания по группам.

1 – группа:

Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость.

2 – группа:

Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.

суставная головка ...ера”.
лопатки 30
тазовые кости писа...
запястье семьдесят
предплюсна ...писав...
надкостница со
ключица ноября
бедро теля
компактное вещество дня
плечо исполня...
большая берцовая кость Твена,
фаланги пальцев кисти лет
лучевая кость сто
суставная впадина Сой...
надколенник Марка
локтевая кость ...ется
суставная жидкость Тома
фаланги пальцев стопы “Приклю...
губчатое вещество рождения
суставная сумка ...чения
пястье пять
малая берцовая на..
костный мозг американского
плюсна. ... шего

Правильные ответы

1 группа: задание №1: 2,7,10,16,13,4,21,12

Задание №2: 6,9,19,23

2 группа: задание №1: 3,8,15,11,22,5,24,18

Задание №2: 20,17,14,1

30 ноября исполняется 175 лет со дня рождения американского писателя Марка Твена, написавшего “Приключения Тома Сойера”.

Индивидуальные задания: подписать рисунок “Строение скелета”, вставить пропущенные буквы в слова, написанные на доске: пл...чевая кость, кр...стец, л...патка, большая бер...цовая кость, сво...чатая стопа, ам...ртизатор.

III. Изучение нового материала. Слайд №6

1. Актуализация знаний учащихся.

Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

– У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

Слайд № 7. – Какие особенности человека связаны с прямохождением?

изгибы позвоночника, мозговой отдел черепа больше лицевого, большой палец противопоставлен остальным, сводчатая стопа.

Слайд №8. – Каково строение сустава?

  • Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? (хрящами)
  • Что находится в суставной полости? (суставная жидкость)
  • Что обозначено цифрами 1 и 2? (сухожилие)

1. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.

Слайд №9. В различных житейских ситуациях внезапно происходят несчастные случаи. Именно внезапно, вдруг. Если произошло несчастье, то как поступить? Поскорее вызвать врача, фельдшера, медицинскую сестру... А как помочь пострадавшему во время прогулки, в походе, да просто на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости.

Слайд №10,11,12

Проанализируйте ситуации.

Ситуация 1.

Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

– Что бы вы сделали на месте девочек? (Предполагаемый ответ – вывих)

Ситуация 2.

Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой “Попрыгай со мной”.

Она было очень модной в этой четверти среди девчонок. Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, отошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. (Предполагаемый ответ – растяжение связок)

Ситуация 3.

Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братишкой Пашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры. Однажды кто-то из ребят принес книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои - индейцы.

Как-то раз, в момент ожесточенной схватки между враждебными племенами, Пашка свалился с дерева. Но так как он был еще маленький индеец, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все краснокожие. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли Мудрая Голова, мрачно сказал: “Перелом”. От этого слова Юле стало плохо, и она повела братика к бабушке на работу. “Я очень боялась, что с ним случилось что-нибудь серьезное. Ему было ужасно больно, а я ничем не могла ему помочь!” - вспоминает Юля...

(Предполагаемый ответ – перелом)

Слайд №13

Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. (Записать в тетради тему урока)

2-4. Меры доврачебной помощи при повреждении скелета.

Слайд № 14. Определение видов повреждения скелета.

Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок

Попробуйте охарактеризовать каждое повреждение скелета

Слайд №15

– Чем сопровождается вывих сустава? Что ощущает человек при этом?

– Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при вывихе?

Если вам недостаточно имеющихся знаний, обратитесь к учебнику с. 256 (Обучающиеся внимательно читают и записывают в тетради, что такое вывих)

Вывих - неловкое движение в суставе, сопровождающееся смещением костей. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.

Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Слайд №16

– Какие симптомы наблюдаются при растяжении связок?

– Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?

Растяжения: В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется - растяжением.

При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Слайд №17 – Что такое перелом? Каковы симптомы при переломе? Как оказать помощь?

Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого – дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.

При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.

Слад №18. Схема: “Виды повреждения скелета”.

Подведем итог. Сегодня мы узнали как оказать первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Закрепление изученного материала

Практическая работа .(Слайд №19)

Окажите первую помощь однокласснику с переломом костей предплечья, голени (подручный материал для оказания помощи на столах).

(дополнительно, если останется время, то следующий слайд)

Слайд №20

– Какая травма изображена на рисунке?

– Как оказать первую помощь?

– Чем отличается закрытый перелом от открытого?

– Какие меры первой помощи необходимо оказать пострадавшему при открытом переломе?

Желаю вам, ребята, чтобы никогда в вашей жизни не возникла ситуация “и вдруг...”

Домашнее задание.

(Слайд №23)

Источники информации:

  1. http://www.alenka.jam-station.ru/a_clinic/1/show/3?comment=1
  2. http://pktutorials.ucoz.ru/publ/8-1-0-3
  3. http://www.doktorvisus.ru/medarticle/articles/33015.htm
  4. Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. Издательский центр “Дрофа”.
  5. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб: “Паритет”, 2003. 240 с. (Серия “Поурочное планирование”.)
  6. Пепеляева О.В., Сунцова И.В . Поурочные разработки к учебным комплектам “Биология. Человек”, 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.И. Беляева, А.С. Батуева и др.; – ВАКО, 2005. – 416 с. (В помощь школьному учителю).
  7. Конспект урока Атнагуловой Марины Александровны, учителя биологии
  8. Презентация Гладковой Татьяны Владимировны
  9. Презентация и разработка урока Ларионовой Светланы Константиновны

Вывихи. Работу выполнил ученик 8 «А» класса Белый Д аниэль

Что такое вывихи, ушибы и переломы? Вывихи, растяжения, ушибы и разрывы, при которых повреждаются мышцы и суставы - это травмы, характерные для людей, занимающихся спортом. Однако травму можно получить и во время отдыха.

Вывихи. Вывих - это нарушение целостности сустава со взаимным смещением суставных концов костей. Обычно вывих сопровождается разрывом суставной капсулы и связок, иногда повреждением кровеносных сосудов, нервов и кожи. Наиболее часто встречается вывих плечевого сустава.

Основные признаки травматического вывиха: резкая боль, изменения формы сустава, невозможность движений в нем или их ограничение.

Первая помощь. Вправление вывихов производят в основном ручными приемами, но для выполнения их нужны специальные знания и навыки, неумелые попытки могут лишь увеличить тяжесть повреждения.

При оказании первой помощи нужно закрепить пострадавшую конечность так, чтобы не изменить положения вывихнутого сустава. Для этого наложить фиксирующую повязку типа косынка или шину; можно прибинтовать руку к туловищу. К месту вывиха нужно приложить грелку с холодной водой или льдом, либо смоченное холодной водой полотенце. Вывих должен быть немедленно вправлен, поэтому пострадавшего нужно доставить в ближайшую больницу.

Растяжение. Растяжение - повреждение связок сустава, в результате их перерастяжения. Это одна из самых распространенных травм спортсменов. Во время травмы чаще всего повреждаются суставные мышцы, сухожилия и связки. При растяжении происходит разрыв подкожной клетчатки, нередко повреждается также чувствительная суставная капсула. Причина растяжения - насильственное движение в суставе. Растяжению могут подвергаться связки любого сустава, но чаще всего травмируются связки верхних и нижних конечностей. Особенно часто встречается растяжение связок предплюсне-плюсневого, коленного и лучезапястного суставов.

Основные симптомы растяжения связок это сильная боль в области сустава. Часто бывает так, что сразу после травмы пострадавший не чувствует боли и может совершать движения в поврежденном суставе.

Первая помощь. С целью обездвижения сустава наложить тугую повязку на область травмированного сустава. При подозрении на разрыв связок надо наложить шину из подручных средств. Чтобы уменьшить боль и отек, на место растяжения связок на первые два часа надо положить пузырь со льдом или полотенце, смоченное холодной водой. При появлении кровоподтеков необходимо придать конечности возвышенное положение, чтобы предупредить нарастание отека околосуставных тканей

Переломы. Перелом – нарушение целостности кости при внезапном воздействии травмирующей силы, превосходящей упругость костной ткани и приложенной непосредственно вместе повреждения или вдали от него.

При переломе человек испытывает сильную боль, появляется припухлость в месте перелома, или если перелом полный и закрытый, то конечность свободно двигается или слышен «хруст» обломков кости.

Первая помощь. В первую очередь необходимо обеспечить покой пострадавшему. Далее следует наложить на открытую рану стерильную марлевую повязку или чистое полотенце. Если у пострадавшего сильное кровотечение, то сначала его нужно остановить с помощью тугой повязки. А так же нужно наложить шину, обеспечив покой и уменьшив боль. Вызывайте скорую помощь, или самостоятельно везите пострадавшего в медпункт, там сделают рентгеновский снимок и, конечно, окажут всю необходимую помощь.

Презентация к уроку "Оказание первой помощи при ушибах, вывихах суставов и переломах костей". Презентация поможет детям закрепить знания полученные на уроке. В презентации представлены все необходимые иллюстрации по оказанию первой медицинской помощи. Рекомендована для специальных коррекционных школ 8 вида.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Оказание первой помощи при ушибах, вывихах суставов и переломах костей".»

ДОБРЫЙ ДЕНЬ

И ДОБРЫЙ ЧАС

Я ПРИВЕТСТВУЮ

ВСЕХ ВАС!



ТЕМА УРОКА:

Оказание первой помощи при ушибах,

вывихах суставов и переломах костей.


Каждый человек обязан уметь оказать пострадавшему доврачебную помощь:

2. Свести к минимуму возможные последствия происшествия

3. Способствовать выздоровлению


Повреждения костей и суставов является распространенным видом травм .

Травма – это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия

Травмы

Механические

Психологические

Химические


Перелом может быть в виде трещины или полного перелома костей.

Простой - трещина

Тип «зеленой веточки», у детей

Осколочный






Переломы

Открытые

Закрытые

Кожа в зоне перелома не повреждена; припухлость в близлежащих тканях имеет местный характер

Рана вызвана травмирующим фактором или костным обломком, сопровождается кровотечением


Чем вызваны переломы?

При падении на руку сила передается на ключицу, что и приводит к её перелому .

Прямой удар в грудь может привести к перелому ребра


Заключается в:

  • наложении шины из подручного материала, чтобы фиксировать места перелома и области суставов, расположенных выше и ниже его.
  • Внутрь пострадавшему дают амидопирин или анальгин и транспортируют в медпункт.

Оказание первой помощи

  • Шина
  • Холод
  • Покой



Вывих - головка одной кости может частично или полностью выйти из сустава.

Вывих фаланги пальца

Вывих локтевого сустава

Вывих коленного сустава





Как оказать первую помощь при вывихе?

  • Обеспечьте поврежденной части покой
  • Наложите лед или холодный компресс
  • Мягкая давящая повязка
  • Косыночная повязка

Растяжение связок - это повреждение сухожилий области сустава, что приводит к разрыву мышц.

Как оказать помощь:

  • Наложение Тугой повязки
  • Приложить холод
  • Обеспечить покой




Ушибы – закрытое повреждение тканей и органов от удара тупым предметом

Симптомы:

  • Боль
  • Отек
  • Гематома

Оказание ПП:

1.Холод

2.Холодная вода

3.Ложка

4.Мазь



  • Быстро оценить ситуацию
  • Определить причину травмы
  • Создать покой
  • Холод
  • Наложить шину, повязку
  • Сообщить учителю, родителю, 03.

Принимайте солнечные ванны (витамин D сохраняет здоровье костей)

Ешьте зеленые овощи (это источник кальция и витамина К, укрепляющего кости)


Вот несколько советов, которые помогут сделать ваши кости крепче, вашу осанку красивее, а вас сильнее:

Пейте молоко ежедневно (1 стакан молока – 300 мг кальция)

Скажите «нет» кофеину (кофе выводит из организма кальций и кости становятся хрупкими)


Нестандартная проблемная ситуация

В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал бедро . При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , на месте перелома рана , из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.


Вот несколько советов, которые помогут сделать ваши кости крепче, вашу осанку красивее, а вас сильнее:

Добавьте в ваш рацион кальций (альтернативой могут стать пищевые добавки)

Уменьшите стресс (учитесь снимать напряжение)


Здоровье – это отсутствие внутренних помех для жизнедеятельности

Мы желаем Вам здоровья!