Ремонт Стены Уход

Демонстрационные варианты ЕГЭ по химии (11 класс). Готовимся к егэ по химии

Стартовал сезон государственных экзаменов в российских школах. С 23 марта по 7 мая проходят досрочные экзамены, а с 25 мая ЕГЭ по русскому языку открывает основную волну, которая завершится на резервных пересдачах 26 июня. Дальше — получение аттестатов, выпускные балы, поступление в ВУЗ!

КИМ досрочного ЕГЭ по химии для ознакомления можно скачать . В ближайшее время я размещу ответы и решения на этот вариант.

Некоторые итоги досрочного ЕГЭ по химии, который состоялся 4 апреля 2015 года, можно подвести уже сейчас. Примеры заданий с письменным ответом, полученные от коллег и сдававших экзамены учеников:

Задание 36.
1) KJ+KJO 3 +…=…+K 2 SO 4 +H 2 O
2) Fe(OH)3+…+Br2=K2FeO4+…+H2O
3) Cr(OH)3+J2+…=K2CrO4+…+H2O

Решение :

1) Исходя из того, что в правой части образуется сульфат калия, в левой части добавляем серную кислоту. Окислитель в данной реакции — йодат калия, восстановитель — йодид калия. Данная реакция — пример контрдиспропорционирования, когда оба атома — и окислитель (J +5), и восстановитель (J —), переходят в один атом — йод со степенью окисления 0.

5KJ + KJO 3 + 3H 2 SO 4 = 3I 2 + 3K 2 SO 4 +3H 2 O

2J — — 2e = J 2 0

2J 5+ +10e = J 2 0

Окислитель — KJO 3 (J +5)

Восстановитель — KJ (J —).

2) Бром в щелочной среде — очень сильный . Поскольку в правой части образуется соль железа +6, среда реакции — щелочная, слева дописываем щелочь — гидроксид калия. Поскольку бром в этой реакции — окислитель, он восстанавливается до степени окисления -1, и в щелочной среде записывается в виде соли — бромида калия.

2Fe(OH) 3 + 10KOH + 3Br 2 = 2K 2 FeO 4 + 6KBr + 8H 2 O

Fe 3+ — 3e = Fe 6+

Br 2 +2e = 2Br —

Окислитель — Br 2 (Br 2)

Восстановитель — Fe(OH) 3 (Fe 3+).

3) По продукту в правой части — хромату калия — определяем щелочную среду, в которой проводится реакция, т.е. добавляем слева щелочь — гидроксид калия KOH. Окислителем является молекулярный йод в щелочной среде, следовательно, он восстанавливается до йодид-иона и записывается в виде соли KI:

2Cr(OH) 3 + 3J 2 + 10KOH=2K 2 CrO 4 + 6KI + 8H 2 O

Cr +3 — 3e = Cr +6

J 2 +2e = 2J —

Окислитель — J 2

Восстановитель — Cr(OH) 3 (Cr +3).

Задание 37. Раствор нитрата меди подвергли электролизу. Вещество образовавшееся на катоде прореагировало с CuO Полученное вещество обработали концентрированной серной кислотой. Выделился газ с резким запахом. К этому раствору добавили раствор сульфида натрия, выпал черный осадок.

Задание 38.

Давайте подробно рассмотрим реакцию сложного окисления ароматического углеводорода с непредельным алкильным заместителем. Действительно, реакция неоднозначная, и в ходе реакции, скорее всего, образуется смесь различных продуктов окисления органического вещества. Сразу оговорюсь, что все, что написано далее, относится к ЕГЭ и интерпретации этого окисления в ЕГЭ.

Итак, почему идет окисление с разрывом сигма и пи-связи? Потому что окисление с разрывом только пи-связи (реакция Вагнера) в ЕГЭ оформляется так:

Окисление непредельных углеводородов в водной среде и при нагревании протекает с разрывом сигма и пи-связей (двойной связи). При этом мы также знаем, что при окислении гомологов бензола образуется бензойная кислота (в кислой среде) или бензоат металла (в нейтральной среде). При восстановлении перманагната образуется щелочь. Полученная щелочь будет нейтрализовать продукты реакции. Насколько она их будет нейтрализовать — вопрос стехиометрических соотношений, т.е. вопрос электронного баланса, и ответить на вопрос о составе и количестве продуктов реакции окисления сложных органических молекул можно только в процессе составления баланса.

В данном случае окисление, скорее всего, пойдет по следующему механизму: образуется бензоат калия и разрываются связи С-С, отмеченные на рисунке. Отрывающиеся атомы углерода окисляются до углекислого газа)

Доказательством верности такого предположения служат следующие фрагменты из учебников:

Химия. 10 класс. Профильный уровень. Кузьменко, Еремин. 2012 год, стр. 421.

Органическая химия. Травень В.Ф., том 1, 2004, стр. 474:

Итак, мы определились с продуктами, теперь составляем схему реакции:

Электронный баланс:

Получив балансовые коэффициенты, расставляем их и уравниваем по порядку — балансовые коэффициенты, атомы металлов, атомы неметаллов, водород, кислород:

Продукты реакции — углекислый газ и гидроксид калия — взаимодействуют между сосбой. Так как щелочь в избытке, образуется 6 молекул карбоната калия и остается 1 молекула непрореагировавшего гидроксида калия.

Спасибо большое, коллеги и читатели, за Ваши вопросы. Буду рад ответить на новые вопросы и замечания по материалам.

Задание 39. 2,3 г натрия растворили в 100 мл воды. В полученный раствор добавили 100 мл 30% азотной кислоты(р=1,18 г/мл). Найти массовую долю соли в конечном растворе.

Задание 40. При сгорании 20 г ациклического органического вещества образовалось 66 г углекислого газа и 18 мл воды. Это вещество реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, 1 моль этого вещества может присоединить только 1 моль воды. Определите формулу и напишите реакцию с аммиачным раствором оксида серебра.

В 2015 году сдавали ЕГЭ по химии 11% от всех экзаменуемых (75 600 человек).

507 человек получили 100 баллов.

Не набрали минимального количества баллов 12,8% выпускников, что в пять раз больше, чем в предыдущем. Все-таки удивляет, как при наличии столь слабых знаний они выбрали химию для сдачи ЕГЭ, а тем более, по-видимому, собирались изучать ее в вузе!

С базовым уровнем, как показали результаты экзамена, выпускники справились относительно успешно. Даже слабо подготовленная категория ребят продемонстрировала наличие общих знаний этих тем. Можно сказать, что элементарные основы химии усвоены: и периодическая система элементов Д.И.Менделеева, и строение атома, и классификация химических реакций, составление несложных химических уравнений.

Школьники знают, как изменяются свойства элементов и их соединений в зависимости от положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Тем более что эти задания не требовали развернутого ответа – простой выбор и запись цифры правильного ответа.

Но глубинного понимания зависимости протекания химической реакции от химических свойств взаимодействующих веществ большинство выпускников не продемонстрировали.

Задания повышенного уровня оказались практически невыполнимыми даже для хорошо подготовленных участников. Возможно потому, что такие задания стали для них неожиданностью, они не готовились к ним.

Особенно сложным стало задание на установление молекулярной формулы органического вещества и ее запись, а также запись молекулярной формулы исходного вещества,

Трудна для выпускников и тема «Взаимосвязь различных классов неорганических веществ». Лишь единицы смогли полностью описать последовательный ряд химических превращений вещества, вступающего в реакцию с другими веществами. В основном за это задание либо даже не брались, либо писали одну-две первые реакции.

По разделу «Органическая химия» сложности возникли с тем, каким образом идентифицировать указанное вещество из ряда предложенных на выбор, так как не знают, какие вещества вступают друг с другом в реакцию (например, какой из предложенных реагентов нужно взять, чтобы определить, что имеющееся химическое вещество – уксусная кислота).

Выполнение заданий блока «Методы познания веществ и химических реакций» показали хорошие результаты, в том числе и вычисления по химическим уравнениям.

Однако сложные комплексные задания (номера 39 и 40), предполагающие знание взаимодействия веществ и запись последовательной цепочки уравнений с последующими расчетами, поставили выпускников в тупик.

И для слабо подготовленных выпускников, и для сильных затруднение вызвало задание промышленного получения вещества (например, аммиака, ментола, серной кислоты). А также нахождение соответствия (к примеру, между взаимодействующими веществами, указанными в двух колонках).

Какие выводы напрашиваются из результатов ЕГЭ по химии 2015 года?

Прежде всего, критичнее относится к выбору предмета для сдачи ЕГЭ. Если знания слабые, так разумнее, наверное, помочь ребенку найти такое учебное учреждение для продолжения своего образования, которое не требует высоких баллов по химии.

Если все-таки остановились на сдаче экзамена по данному непростому предмету, значит, нужно собрать всю силу воли, финансы и начинать планомерную целенаправленную подготовку.

Изучение теории должно идти параллельно с решением множества тестов по пройденной части предмета, вариантов ЕГЭ прошлых лет, демоверсии экзамена.

Каждый элемент таблицы Д. И. Менделеева должен стать для ребенка родным и любимым. Он должен уметь в любое время дня и ночи рассказать характеристику любого элемента, его особенности, способность взаимодействовать с другими веществами и какими именно; отлично отражать это в формулах и уравнениях и уметь делать вычисления по ним.

Перед началом целенаправленной подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по химии нужно обязательно проштудировать рекомендации, данные в следующих документах: Спецификация контрольно измерительных материалов, Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки, Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по химии (а можно еще для подстраховки изучить аналогичный документ и за прошлые годы). И руководствоваться ими при подготовке. Все перечисленные документы можно найти на сайте ФИПИ.

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2015 году единого государственного экзамена
по ХИМИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по химии признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по химии.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Основу подходов к разработке КИМ ЕГЭ по химии составили те общие методические установки, которые были определены в ходе формирования экзаменационных моделей предыдущих лет. Суть данных установок заключается в следующем.

  • КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для общеобразовательных учреждений. В стандарте эта система знаний представлена в виде требований к подготовке выпускников. С данными требованиями соотносится уровень предъявления в КИМ проверяемых элементов содержания.
    В целях обеспечения возможности дифференцированной оценки учебных достижений выпускников КИМ ЕГЭ осуществляют проверку освоения основных образовательных программ по химии на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком. Учебный материал, на основе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.
  • Выполнение заданий экзаменационной работы предусматривает осуществление определенной совокупности действий. Среди них наиболее показательными являются, к примеру, такие как: выявлять классификационные признаки веществ и реакций; определять степень окисления химических элементов по формулам их соединений; объяснять сущность того или иного процесса, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ. Умение экзаменуемого осуществлять разнообразные действия при выполнении работы рассматривается в качестве показателя усвоения изученного материала с необходимой глубиной понимания.
  • Равноценность всех вариантов экзаменационной работы обеспечивается строгим соблюдением одинакового соотношения количества заданий, проверяющих усвоение основных элементов содержания различных разделов курса химии.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы построен по единому плану: работа состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их числе 26 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …26) и 9 заданий повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 27, 28, 29, …35). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (трех или четырех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 5 заданий высокого уровня сложности, с развернутым ответом (порядковые номера этих заданий: 36, 37, 38, 39, 40).