Ремонт Стены Уход

Когда был прорыт крымский канал. Бетонная жизнь северо-крымского канала

Самая длинная водная артерия в Европе. Его протяженность от города Новая Каховка до города Керчь составляет 405 километров, длина магистрального канала и его ответвлений превышает 10 тысяч километров. Сегодня за счет канала Крым… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Оросительно обводнительный. Построен в 1961 71. Начинается из Каховского вдхр., доходит до Керчи. Длина 402,6 км, максимальная пропускная способность 300 м³/с. В 1986 площадь орошения 380 тыс. га и обводнения св. 600 тыс. га. Снабжает водой… …

Оросительно обводнительный. Построен в 1961 71. Начинается из Каховского водохранилища, доходит до Керчи. Длина 402,6 км. Снабжает водой Феодосию, Керчь, Джанкой. * * * СЕВЕРО КРЫМСКИЙ КАНАЛ СЕВЕРО КРЫМСКИЙ КАНАЛ, оросительно обводнительный.… … Энциклопедический словарь

Имени комсомола Украины, канал в УССР, подающий воды Днепра в районы северные. и восточного Крыма. Выходит из Каховского водохранилища и через Перекопский перешеек доходит до Керчи. Строительство начато в 1961, в 1963 вода… …

Берёт начало в Каховском вдхр., проходит по Причерноморской низм. на Ю. Херсонской обл. и С. Крыма (Украина), доходит до г. Керчи. Длина 402,6 км. Построен в 1961–71 гг. для орошения и водоснабжения, в т.ч. городов Феодосия, Керчь, Джанкой.… … Географическая энциклопедия

Северо-Крымский канал им. комсомола Украины - Северо Крымский канал им. комсомола Украины, оросительно обводнительный канал в УССР. Начинается от Каховского водохранилища на Днепре, через Перекопский перешеек в Крым доходит до г. Керчь. Построен в 1961—1971. Протяжённость около 403 км,… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

Канал (от лат. canalis ‒ труба, жёлоб) в гидротехнике, искусственное русло (водовод) правильной формы с безнапорным движением воды, устроенное в грунте. К. сооружают в открытой выемке или в насыпи (при пересечении балок, оврагов и др.), иногда ‒… … Большая советская энциклопедия

На юго востоке Европы в составе Украины. 27 тыс. км². Омывается Черным и Азовским морями; с материком соединен Перекопским перешейком. Северная часть полуострова равнина (т. н. Степной Крым), южная занята Крымскими горами (т. н. Горный Крым) … Большой Энциклопедический словарь

I Канал (от лат. canalis труба, жёлоб) в гидротехнике, искусственное русло (водовод) правильной формы с безнапорным движением воды, устроенное в грунте. К. сооружают в открытой выемке или в насыпи (при пересечении балок, оврагов и др.),… … Большая советская энциклопедия

На юге Восточной Европы, в составе Украины. Площадь 27 тыс. км2. Омывается Чёрным и Азовским морями; с материком соединён Перекопским перешейком. Северная часть полуострова равнина (так называемый Степной Крым), южная занята Крымскими горами… … Энциклопедический словарь

В прохладный день 17 октября 1963 года. Он никого не напугал. Наоборот, этого взрыва ждали тысячи людей, в том числе и генсек КПСС Никита Хрущев. Заряд разрушил перемычку — и днепровская вода хлынула в бетонное русло только что построенного Северо-Крымского канала. Днепр пришел в Крым, чтобы напоить людей, превратить засушливые степи в сады и пашни.

Канал-кормилец

Антонина Лисовская, заместитель начальника Красноперекопского управления водного хозяйства, 50 лет назад училась в третьем классе. На открытие канала девочка не попала. Зато Антонина Петровна очень хорошо помнит, каким был Север Крыма до прихода днепровской воды. «Земля сухая, потрескавшаяся, — вспоминает Лисовская. — Росли только полынь и верблюжья колючка. А когда канал построили, здесь стали сеять пшеницу, сажать яблоки, сливу. Люди были в восторге!»

За полвека Красноперекопск привык к соседству с каналом. В нем купаются, на наклонных бетонных плитах русла сидят любители рыбалки. У «центральных ворот» канала — гидроузла возле поселка Танковое — свои раколовки в воду забросил небритый мужчина. «Когда воду сбрасывают, здесь водолазы — десятками: они со дна раков мешками вытягивают». Но снабжение местных жителей рыбой и раками — вовсе не главная функция канала. Он дает воду Симферополю, Керчи, Феодосии, Судаку, многим другим городам и поселкам. В 1986 году по каналу поступала вода, орошавшая 380 тысяч гектаров садов, полей и рисовых чеков. После развала Советского Союза часть оросительных систем воры растащили на металлолом. Но канал и сейчас — главный источник воды для селян и фермеров степного Крыма.

«Продукты по карточкам, десны кровоточили»

Двое строителей Северо-Крымского канала — Сергей Ващеня и Николай Козачок — в 1963 году трудились на строительстве каналов. Летом прокладывали небольшие оросительные каналы, осенью и зимой, вместе с тысячами других строителей, вели русло магистрального канала в сторону Керчи. Они охотно и с удовольствием вспоминают о самом масштабном проекте, на котором им пришлось потрудиться.


— Как вы попали в Крым?

С. В.: — В 24 года, в 1963-м. После армии — год в училище и распределение в Крым. Не знал тогда: куда еду, зачем.

Н. К.: — Я тоже после армии отучился в училище — на бульдозериста, тракториста, скрепериста. Попал по распределению в Полтавскую область. Но там скучно было. Узнал, что в Крыму идет строительство канала — сразу же попросился туда! И ни разу не пожалел.

— В каких условиях работали?

С. В.: — Первое время было тяжело. Техника древняя, запчастей не хватает. Мы приехали — нас на ДТ-54 посадили. Это трактора такие старинные. Я думал, таких уже и не делают!

Н. К.: — Точно! Два часа работаешь на нем, шесть часов чинишь потом. Намаялись мы с ними. Но года через два технику заменили новой. Пришли Т-74. Это были самые новые аппараты. Видимо, наверху увидели первый эффект канала. Каждый его километр окупал себя за первые 2–3 года.


— Что было сложнее всего?

С. В.: — Кормили первые пару лет очень плохо. От нехватки овощей, витаминов кровоточили десны. Обеды на строительстве канала были еще более-менее нормальными. А завтракать и ужинать надо было дома, из своих продуктов. Их не хватало. Одно время рабочих даже на карточную систему перевели. Полмешка крупы в начале месяца возьмешь — и растягиваешь. Но это было в 1964-м и в первой половине 1965 года. А потом всё наладилось.

Н. К.: — Еще добираться на строительство было тяжело. Мы канал в сторону Керчи вели. Дорог там почти не было. Нас к месту работы везли через пол-Крыма на автобусах, а последние 15–20 километров — на тягачах. Выезжали из Красноперекопска в 6 утра, возвращались в 9 вечера.

— Много зарабатывали?

С.В.: — В месяц получали по 500–600 рублей, доходило и до тысячи. Оплата была не почасовая, а сдельная. Сколько сделаешь — столько и получишь. Тысяча рублей в то время — это годовая зарплата учителя в школе! Бухгалтер в колхозе зарабатывал в месяц 60 рублей. Думали: поработаем два-три года, заработаем, и домой уедем — жизнь свою устраивать.

Н. К.: — Точно. Но через год всё вокруг преобразилось. Когда вода пришла, города и деревни начали наполняться людьми, разрастаться. Весь Красноперекопск до канала — это четыре общежития бромного завода и пара десятков частных дворов. Город вырос у нас на глазах. А если и здесь хорошо — зачем куда-то ехать? Вот и остались.

— Понимали тогда — насколько важным делом занимаетесь?

С. В.: — Конечно! Мы видели результаты своей работы: в хозяйствах, в которых без орошения собирали по 10–12 центнеров пшеницы с гектара, начали собирать по 90 центнеров! Это было чудо.

Н. К.: — Да что там пшеница! На солончаках — засушливых, соленых землях, непригодных для сельского хозяйства, — начали собирать по 100 центнеров риса с гектара! Знаете, мы ведь тогда не о деньгах больших мечтали. Хотелось быть полезными, чтобы Крым был цветущим садом, а не пустыней. Жаль только, что Советский Союз не продержался хотя бы на пять-шесть лет дольше. Мы бы тогда еще вторую часть канала до Евпатории довели.

Могло быть иначе

Канал, который должен был доставить воду из Днепра в Крым, собирались строить еще в XIX веке — после засухи 1833 года. Тогда проект канала разработал «отец» Никитского ботанического сада Христиан Стевен . Но воплотить его в жизнь не сумели. В следующий раз к идее канала вернулись в 1916-м, а воплощать ее в жизнь начали в 1952 году. выиграл у двух других проектов. По первому из них, на полуостров собирались перебросить воду из реки Кубань. Для этого по дну Керченского пролива предлагали проложить толстые трубы. Другие ученые хотели опреснить Азовское море. Но выбрали, все же, проект, по которому Крым должна была напоить днепровская вода.

Строить канал начали от Каховского водохранилища. Первый пуск воды состоялся в 1958 году, а в Крым днепровская вода впервые пришла в 1963 году. Затем магистральное русло канала довели до Керченского полуострова. Вторая ветка канала должна была снабдить водой Запад Крыма. Но ее не достроили.

Северо-Крымский канал. Цифры и факты

  • Самый длинный в Европе. Протяженность канала — 402 километра;
  • 33 дня. За это время вода, выпущенная в Таврийске Херсонской области, где начинается канал, дойдет до насосной станции в селе Зеленый Яр Ленинского района, где он заканчивается;
  • Половина Азовского моря. Столько воды — 130 миллиардов кубометров — прошло по каналу за все время его эксплуатации;
  • 11 водохранилищ. Столько искусственных водоемов питает канал. Их общий объем — 200 миллионов кубометров;
  • «Монополист». 85 % пресной воды, которая используется в Крыму, приходит на полуостров по каналу;
  • 10 тысяч человек и 2 тысячи механизмов. Столько людей и машин строили канал;
  • 7 метров. Глубина воды в канале в самом глубоком месте;

Первая очередь Северо-Крымского канала предназначалась не только для обеспечения орошения, но и для водоснабжения. Поэтому по пути магистрального канала были построены новые водохранилища или реконструированы уже существовавшие для водоснабжения сельских населённых пунктов, а также городов Старый Крым, Судак, Феодосия и Керчь. В 1971 г. было сдано в эксплуатацию Феодосийское водохранилище объёмом 15,37 млн. м³ для водоснабжения Феодосии, Судака и сельских населённых пунктов. Существовавшее до реконструкции Феодосийское водохранилище заполнялось водами маловодной б. Ближняя (Песчаная), и его объём составлял всего лишь 1,13 млн. м³ .

В 1972 году у пгт Ленино была завершена реконструкция Ленинского водохранилища (бывш. Юз-Макское). Это водохранилище начали строить ещё в 1940 г. в ущелье Юз-Мак, образованном в месте прорыва рекой Самарли Парпачского хребта. Прерванные войной работы были завершены в 1948 г. методом народной стройки. Но водохранилище практически не наполнялось. После реконструкции с подключением к Северо-Крымскому каналу его объём достиг 7,7 млн. м³ . Сейчас водохранилище используется для водоснабжения Ленинской и Фронтовой систем водоснабжения, а также подпитки Сокольского группового водопровода.

Строительство первой очереди Северо-Крымского канала было завершено в конце 1975 г. вводом в эксплуатацию построенного в естественной котловине Станционного (Керченского) водохранилища для водоснабжения Керчи. Отсюда мощные насосы поднимают днепровскую воду на 53 м и подают её в Керчь. Станционное водохранилище эксплуатируется в каскаде с построенным в балке Зелёный Яр Зеленоярским водохранилищем, сданным в эксплуатацию также в 1975 г., и наполняемым днепровской водой из Северо-Крымского канала.

В 1978 г. было построено в балке Курпеченская у села Фронтовое Фронтовое водохранилище, эксплуатируемое в каскаде со Станционным и Зеленоярским водохранилищами. Фронтовое водохранилище является одним из крупнейших наливных водохранилищ (объём 35 млн. м³ ).

С 1977 по 1981 гг. велась реконструкция, Старо-Крымского водохранилища, построенного в 1952–1957 гг. на р. Чорох-Су. После реконструкции в водохранилище аккумулируются не только воды реки, но и воды Северо-Крымского канала, подача которых зависит от водности года. В нижнем течении реки Самарли, севернее пересечения реки Северо-Крымским каналом, в естественной котловине было построено Самарлинское водохранилище для водоснабжения города Щёлкино.

В апреле 1977 г. началось строительство второй очереди Северо-Крымского канала. Проектом предполагалось строительство наливных водохранилищ для обеспечения водой Симферополя, Севастополя и курортов Южного берега Крыма . Но из планируемых водохранилищ было построено только Межгорное водохранилище для водоснабжения Симферополя и Севастополя. Это самое крупное из наливных водохранилищ Крыма .

Конечно, по масштабам России Крымские водохранилища небольшие, но они выполняют важнейшую функцию, обеспечивая засушливый регион питьевой водой и водой для орошения полей и садов.

Водохранилища, выполняющие функции источников питьевой воды закрыты для рыбной ловли, хотя на некоторых из них этот запрет - формальность. Из объектов спиннинговой ловли: судак, щука, окунь, голавль, форель (последние два вида рыб водятся только в некоторых из них, например в Партизанском водохранилище).

Для снабжения живительной влагой регионы Крымского полуострова , в начале шестидесятых годов прошлого века был возведен Северо-Крымский канал. Он оснащал необходимым количеством воды почти 85% территории Крыма. Грандиозное сооружение, даже по современным меркам, Северо-Крымский канал считается одним из крупнейших рукотворных оросительных построек.


ЭТО ИНТЕРЕСНО:
Длина Северо-Крымского водоканала составляет 406,2 км с максимальной пропускной способностью более 300 кубических метров воды в секунду. В ширину канал достигает 150 метров.

История Северо-Крымской водной артерии

Проблема с пресной водой в Крыму всегда стояла на первом месте, и в 1950 году власти принимают постановление о строительстве СКК (Северо-Крымский канал). Стройка водоканала, для снабжения засушливых зон Крыма и орошения полей Днепровскими водами, длилась в течение 10 лет, с 1961 по 1971 годов.

Для водозабора из Днепра в 1956 году вводится в эксплуатацию Каховское водохранилище, откуда и берет свое начало Северо-Крымский канал. В начале 1961 года на пленарном заседании было объявлено о начале крупномасштабного сооружения Советского Союза — Северо-Крымского канала. Со всех уголков необъятной Родины съезжается более 10 тысяч молодых энтузиастов для участия в строительстве СКК.


В октябре 1963 года в районе города Армянска прозвучал мирный взрыв — это была подорвана перемычка, которая удерживала «большую воду». Взрыв служил толчком для потока днепровской воды в русло из бетона, только что построенного канала. Таким образом, воды Днепра пришли на Крымский полуостров. В пункт назначения, в Керчь, днепровская вода приходит в 1975 году.

Северо-Крымский канал становится крупнейшей строительной площадкой всесоюзного значения:

  • Северо-Крымский канал включает в себя больше ста масштабных гидротехнических объектов.
  • Протяженность главного искусственного русла более 400 км.
  • Учитывая расхождения, подземные отрезки и водоотводы, длина поливочной системы приближается к 12 000 км.
  • Насосные станции в состоянии перекачать до 450 кубометров воды в секунду.
  • На первой насосной станции канала вода поднимается на 10 метров, а по дальнейшему пути высота воды достигает 105 метров.
  • Канал питает своими водами 12 искусственных водоемов, общим объемом в 200 млн кубометров.
ИНТЕРЕСНО!
Весь путь, от начальной точки до пункта назначения, вода проходит за 32 дня.

Рыбалка на Северо-Крымском канале

Люди быстро адаптировались к соседству рукотворной реки, и на бетонных берегах канала часто можно встретить отдыхающих или увлеченных рыболовов. Хотя строительство СКК не предусматривалось в качестве водоема для разведения различных сортов рыб, тем не менее, раков и некоторые виды рыб там можно наловить в достаточном количестве. Богатыми на улов среди рыбаков считаются Чаплинский, Джанкойский, Красноперекопский районы. В районе насосных станций ловится щука, карась, судак и окунь. Рыбалка бесплатная, ограничения на количество и размер пойманной рыбы, соответственно действующему законодательству.

Северо-Крымский канал сегодня

Обеспечение полуострова Крым водой с помощью Северо-Крымского канала в настоящее время приостановлено по приказу украинских властей, перекрывших водоканал плотиной. Есть надежда, что в скором будущем, канал начнет функционировать в полную силу.


Альтернатива Северо-Крымскому каналу

В профильных национальных заведениях и всевозможных министерствах обсуждаются альтернативные варианты каналу. Российское Минприроды задумалось о постройке трубопровода через Керченский пролив, из Кубани в Крым. Про это сказал Сергей Донской – ответственный за природные ресурсы и экологию России – во время проверки водохранилища в Симферополе.

Также поступили предложения по реконструкции системы орошения. Стоимость уже подсчитали – 80 000 000 000 рублей.

Видео обзор:

Воссоединение Автономной области Крым с Россией вызвало у новых украинских властей сложную и болезненную реакцию. То, что этот акт был поддержан большинством населения полуострова, сначала ими отрицалось. Однако дальнейшие действия однозначно подтвердили осознание достоверности этой ситуации. Северо-Крымский канал, обеспечивающий до 85% потребностей жителей Крыма и его хозяйственной структуры, фактически перестал работать.

Преобразователи природы

Для того чтобы представить себе масштабность этого достаточно лишь указать на тот факт, что большей искусственной реки в мире нет. Протяженность водной артерии превышает четыре сотни километров, строил ее весь Союз. В самой идее создания рукотворной системы, давшей жизнь бесплодным засушливым землям, проявилось стремление двух советских вождей, И. В. Сталина и Н. С. Хрущева, при всей их непохожести продемонстрировать миру преимущества новой общественной формации, социализма, и непреклонность стремления к преобразованию и улучшению всего, даже самой природы. В начале пятидесятых годов претворялся в жизнь план по преобразованию ландшафтов и рельефов. Как нечто реальное воспринимались проекты по выравниванию гор и поворотов рек вспять. Не все они были реализованы, но Северо-Крымский канал, карта прохождения которого от Таврийска через Армянск и Красноперекопск неоднократно очерчивалась синим карандашом и черенком сталинской трубки, ждала более счастливая судьба.

Время чудес

17 октября - дата, знаменательная для поколения «шестидесятников». В 1957 году в этот день советский открыл эру спутников. В 1963 году город Армянск сотряс взрыв, но он никого не испугал, а напротив, обрадовал тысячи людей, собравшихся на торжественный митинг. На церемонию приехал сам Первый секретарь, заряд тротила смел узкую перемычку грунта, и в пролом хлынула веселая днепровская вода. Так был кардинально решен вопрос орошения земель, ранее считавшихся непригодными для сельскохозяйственной обработки. Совсем недавно произошло еще одно рукотворное чудо, полет Гагарина, и конечно же, оно занимало приоритетное место в сознании современников, но Северо-Крымский канал, при всей своей видимой прозаичности, на поверку оказался не менее удивительным делом рук человеческих.

Сложная система

Начатое еще при Сталине строительство было возобновлено в апреле 1961 года. На ударный объект направляли целые выпуски профильных вузов, и молодые инженеры на практике постигали тонкости выбранной ими профессии. Несколько строительно-монтажных управлений, передвижных механизированных колонн и других организаций получили задачу: создать условия для орошения 180 000 гектар, для чего было недостаточно лишь одного русла, поэтому Северо-Крымский канал - сооружение сложное и разветвленное, с боковыми оттоками, водовыпусками и другими гидротехническими узлами. Столь широкая схема требовала сохранения всей прочей инфраструктуры: дорог, железнодорожных полотен, трубопроводов и Для этого строители возвели множество мостов.

Этапы строительства

Первая очередь водной артерии в целом была завершена к 1978 году. Единый план предполагал орошение площади всего полуострова и окончание строительства в Евпатории. По нему и действовали до 1990 года, вводя в эксплуатацию ежегодно до 30 километров водной трассы. Финальный этап, начатый в 1985 году, не был завершен. В 1991 году на обломках великой страны возникли новые независимые государства, в том числе и Украина. Северо-Крымский канал оказался неподъемной ношей для экономики этой страны, и строительство было заморожено, хотя для его окончания не хватило довольно небольшой в макроэкономическом масштабе суммы, 23 миллиона гривен.

Характеристики

И в незавершенном виде это гигантское сооружение впечатляет своими масштабами. В его строительстве постоянно принимали участие десять тысяч работников высокой квалификации. Общая стоимость выполненных смет в сопоставимых ценах превысила полтора миллиарда советских рублей. Вода в Северо-Крымском канале может проходить со скоростью 300 тонн в секунду, обеспечивая поступление на полуостров объема в 1 миллиард 300 миллионов кубометров в год. При строительстве извлечено почти полтора миллиарда кубометров грунта. Три миллиона тонн бетона уложено в дно и стенки канала. Ширина его на отдельных участках составляет полторы сотни метров. Строительство продолжалось в общей сложности 36 лет. Все эти характеристики могли бы стать предметом гордости любого народа планеты, любой страны мира. Американцы с удовольствием рассказывают о в Неваде, возят на нее туристов. Северо-Крымский канал такой чести не удостоился.

Перекрытый канал

В период нахождения Крымской АО в составе Украины внутригосударственные хозяйственные вопросы решались сложно. Полуостров считался дотационным регионом, его долги госбюджету накапливались, в том числе и за использованную днепровскую воду. Каким было бы дальнейшее развитие событий и как эта проблема могла бы быть решена, теперь остается лишь догадываться. Каких-либо проектов по повышению эффективности экономики автономной области, по всей видимости, не было, по крайней мере о них ничего не известно. Ее отделение от Украины после событий на Майдане перевело отношения между полуостровом и «остальной частью страны» де-факто в ранг межгосударственных.

В качестве стимула возврата отколовшегося полуострова в апреле 2014 года Северо-Крымский канал перекрыли. Впрочем, и этот факт отрицался, хотя доказательств ему вполне достаточно. Это и опустевший канал, и снимки, сделанные с самолета, доказывающие попытки засыпать русло светлыми полипропиленовыми мешками, наполненными песком или грунтом. Украинские власти утверждают, что строится пункт учета отпущенной воды, даются другие объяснения, зачастую противоречащие друг другу, но факт остается фактом, вода на полуостров не поступает. Правительство субъекта РФ приняло меры по обеспечению независимости гидросистемы от внешних поставок. Правительство Украины фактически признало крымчан иностранцами.

Дальнейшее развитие конфликта - тема смелых гипотез. Ясно одно: он лишь часть накопившихся международных проблем.