Ремонт Стены Уход

Белый крест на лбу. Случаи появления особых знаков (стигматов) на теле человека

История крестного знамения начинается с того момента, когда Господь совершил наше Спасение, простирая руки на кресте. С этого времени размышление о Кресте Христовом и появляется желание, которое особенно ярко выразил апостол Павел: «Всегда носим в теле мертвого Господа Иисуса» (2 Кор 4.10). Святой Иоанн говорит нам о печати «на челах рабов Бога нашего» (Откр 7.3, 9.4, 14.1).

Знак на лбу

Жест крестного знамения на лбу латинские отцы называли «signum, signaculum, tropaeum», а греки - συμβολον y σφραγις (этот термин использует св. Иоанн). Первые христиане полюбили этот знак, поэтому Тертуллиан уже в 211 г. наставляет: «При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одеянии и обувании, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением (signaculo frontem terimus)» («О венце воина», 3). Такое подробное описание говорит о том, что этот знак использовался ранее. Об этом свидетельствуют сочинения гностиков – деяния св. Иоанна, Фомы и Петра, которые уже во II веке обращаются к Господу, говоря: «Иисус Христос! Во Имя Твое говорю, осененный Твоим святым знаком» (Actus Petri cum Simone 5. 6 51). Из этих текстов становится ясно, что знак совершался на лбу; это подтверждают другие западные и восточные авторы, например, Ипполит: «Осеняй чело твое Крестным знамением, чтобы победить Сатану и славиться за веру твою» (Кан. Ип. 247) или Иоанн Златоуст: «Крестное знамение ежедневно начертывается на челе нашем, как бы на столбе». Знаком-жестом был именно крест: «Если скажем катехумену: «Веруешь во Христа». Отвечает: «Верую» и осеняется. Уже крест Христовый носит на челе своем и не краснеет о кресте своего Господа» (св. Августин, In epistolam Ioannis ad Parthos, 11.3). Августин также свидетельствует о том, что знак креста использовали во время древней Литургии. «Знаком креста освящается Тело Христово, благословляется крещальный источник, рукополагаются священники и другие служители. Освящается все то, что через обращение к Имени Иисуса должно стать святым» (Sermo 181, de tempore).

На челе, на устах и на груди

Со временем знак креста начинает совершаться не только на лбу, но и на других частях тела. Об этом свидетельствует, например, «Апостольская традиция», почитаемый литургический текст III века: «Три раза осеняйте катехумена во время последнего экзорцизма: лоб, уши и нос» (Trad. Apost., 28). Римский христианский поэт Пруденций также говорит о знаке креста «на лбу и на сердце» (Cathemerinon, 131. 132). Особенно ярко пишет св. Гауденций о тройном кресте: «Пусть будет слово Божие и знак Христа в сердце, у рта и у лба» (Tractatus Vel Sermones Qui Exstant Sermo 8, De evangelii lectione primus, PL 20. 890-91). Этот жест мы совершаем и сегодня, когда читаем Евангелие во время Святой Мессы или когда осеняем себя крестом три раза большим пальцем правой руки: сначала лоб, говоря при этом: «через крестное знамение», затем губы, произнося «от врагов наших», и, наконец, грудь: «освободи нас Господи!».

Обычно одним пальцем

Любопытно, что первые христиане осеняли себя крестным знамением одним пальцем. Блаженный Иероним пишет, что преподобная Павла перед кончиной, «держа палец над устами, изобразила на них крестное знамение» (Эпистола 108, 28 (если как в цитатах из Библии, то 108.28). «Когда знаменуешься крестом, - говорит Златоуст, - то представляй всю знаменательность креста. Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера». Об этом также свидетельствуют блаж. Феодорит Кирский, Созомен, Григорий Двоеслов и многие другие. О каком пальце идет речь, тексты не упоминают. Но историки считают, что это был либо указательный, либо большой палец. Учитывая, что такой знак совершается большим пальцем уже на протяжении тысячелетия во время Латинской мессы, большинство исследователей соглашаются, что чаще всего крестное знамение сотворялось большим пальцем. Такой знак креста мы совершаем и сегодня, например, когда епископ преподает Миропомазание, или когда священник, родители и крестные осеняют лоб ребенка во время таинства Крещения.

Слева направо

Любопытно, как крестились первые христиане: справа налево или слева направо? Доподлинно этого не знает никто. Б.А. Успенский, крупнейший специалист в области истории и культурологии, считает, что древность обычая креститься слева направо не вызывает сомнений, поскольку во всех литургических традициях священники благословляют слева направо. Кроме того, этот обычай объединяет две ранние традиции: католиков и монофизитов (армяне, копты, эфиопы, сирийцы). Успенский предполагает, что обычай креститься справа налево относится к процессу катехизации детей, когда катехизация взрослых перестала быть обычным явлением: «Показателен в этом смысле обряд катехизации ребенка, который был некогда принят в аукситанской церкви: священник крестит большим пальцем правую руку ребенка, произнося при этом: «Передаю тебе знамение креста Господа нашего Иисуса Христа в твою правую руку…»; после этого он крестит его, т.е. ребенка, правой рукой, говоря: «Знаменую тебя знамением святого креста Господа нашего…». Таким образом, крестное знамение совершается одновременно и рукой священника, и рукой катехумена… При этом священник перемещает руку по отношению к себе слева направо, как это принято вообще (во всех традициях) при благословении, тогда как катехумен, напротив, перемещает руку по отношению к себе справа налево… (Успенский Б.А. Крестное знамение и сакральное пространство. М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 31-32).

Заключение

Ни одна современная традиция крестного знамения не совпадает с раннехристианской. Но когда мы, католики, трижды совершаем крестное знамение большим пальцем, мы можем чувствовать себя наследниками первых христиан.

отец Александр Бургос

«Всякий раз, как ограждаешь себя крестным знамением, преисполнись великим дерзновением и всего себя предоставь в благоугодную жертву Богу.» Святитель Иоанн Златоуст.

С раннего детства и до самой смерти верующий христианин носит на себе, на своей груди, крест как знамение Христовой победы, защиты и силы. Каждый день во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, мы накладываем на себя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова. Крестным знамением христианин начинает день и с крестным знамением он отходит ко сну, заканчивая день.

Что же символизирует крестное знамение и при каких обстоятельствах возникло изображение креста?

Крестное знамение – это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя Божественную Благодать Святого Духа.

Крест – это главный символ христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Далеким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – потому что Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную.

На Кресте мы видим Богочеловека Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.

Таким образом, крестное знамение – это освященный Божественной благодатью образ человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.

История развития крестного знамения, берет свое начало еще из ветхозаветных времен. Когда Иерусалим и Храм, построенный Соломоном, были сожжены до основания воинами царя Навуходоносора, а большинство жителей Иудеи были угнаны в Вавилонию, Ветхозаветная Церковь была потрясена постигшей ее трагедией. Под влиянием переживания трагедии в Ветхозаветной Церкви возникает обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), которая была условным начертанием имени Божия. Это движение пальцем по лбу является проявлением молитвы о том, чтобы ангел Господа поставил знак на лбу молящегося, в соответствии с пророчеством Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4)

Когда Ветхозаветная Церковь была введена Господом Богом в Новозаветный период, то обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), не исчез, потому что для христиан иметь на челе начертание имени Божия, означало знак принадлежности к избранным Богом. В «Откровении» апостол Иоанн Богослов пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Отк. 14:1)

Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав».

Смысл этого изображения заключаются в том, что человек, изображающий на челе имя Божие – он внешне проявляет свою преданность Богу. Со временем, ради упрощения этого символического действия, иудеи стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием. Крестное знамение – это внешнее исповедование своей веры во Христа Распятого (1 Кор. 2:2; 2 Тим. 1:8). Нужно отметить, что для гонителей христиан первых веков, крестное знамение служило главным отличительным признаком, по которому они признавали знакомого человека за христианина. В одном из мученических актов язычник первых веков говорил: «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста».

В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «При всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при банях, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. В истории Христианской Церкви существовало три формы перстосложения: единоперстие, двуперстие и троеперстие.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов (отвергающие человеческую природу в Иисусе Христе), то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Каждый верующий христианин, осеняя себя крестным знамением, должен знать подлинное значения троеперстия. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца пригнутые к ладони, означают, две природы Иисуса Христа: Божественную и человеческую, т.к. Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал одновременно человеком. Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и призывает Божественную благодать. Неизреченной благостью Спасителя, даровано нам в силе крестного знамения могущественное орудие против всех врагов наших видимых и невидимых. На основании векового опыта проявления этой чудодейственной силы Креста Господня православные христиане веру свою в силу животворящего Креста всегда выражали и выражают в том, что им венчают свои храмы, знаменуют жилища, благословляют своих детей, носят его на груди и непрестанно в молитве употребляют знамение крестное. К сожалению, многие из православных христиан не знают значения крестного знамения, небрежно и неправильно его употребляют, а некоторые очень часто оставляют употребление его в потребных случаях. Благочестивые предки наши, по преданию Церкви, употребляли крестное знамение во всех случаях своей жизни, при входе в дом и при выходе, при начале дела и окончании, когда садились за трапезу и когда вставали из-за нее, когда ложились спать и когда пробуждались, также при нечаянной радости или при внезапном несчастии; никогда не проходили мимо святых икон и церквей Божиих, не перекрестившись.

Если вникнуть в значение крестного знамения, то будет понятно, что это не есть такой наружный обряд, который можно произвольно нарушать или изменять. Нет, крестное знамение есть священный символ веры нашей, и в нем, по изъяснению святых отцов, сокращенно изображается все христианство. Почему мы при молитве знаменуем себя крестом? Почему мы не ограничиваемся другими молитвенными знаками, например возведением очей к небу, воздеянием рук, ударением себя в грудь? Употребление крестного знамения имеет особое значение. Крестным знамением мы выражаем веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа, Единого Божественного Ходатая и Посредника, без Которого наша молитва никогда не могла бы восходить к престолу Божию.

Соединяя молитву свою с крестным знамением, мы не на себя надеемся, не ради своих заслуг просим Бога, а ради крестных заслуг Христа Спасителя и о имени Его. Такую молитву Господь несомненно приемлет, как сказал Сам Спаситель: «аще что просите от Отца во имя Мое, даст вам» (Ин 16:23), если только наше крестное знамение будет не наружным только движением руки, но выражением внутренней сердечной веры в Божественное ходатайство Иисуса Христа. Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста».

Таким образом, знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является для нас особым знаком, через который Господь ниспосылает нам свое Божественное благословение и благодать, поэтому это знамение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения.

Вселенский учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст, увещевает нас задумываться над этим следующими словами: « Крест – это символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, это основание святости».

Крест! Краткое это слово пронзает, потрясает до сокровенных глубин душу христианина. Взирать на Крест Христов духовными очами веры – значит взирать на таинственный Жертвенник, где заклан был в Жертву за грехи мира Божественный Агнец, Который Своей Пречистой Кровью примирил нас, бывших некогда отчужденными и врагами (Кол. 1:21). Христос победил мир греха, мир тьмы духовной. У нас в руках великое и сильное оружие, дарованное Христом, − Его Крест – знамение нашей веры, всеконечной и всесовершенной победы добра над злом, света над мраком. Это истинная красота Церкви, это оружие мира, непобедимая победа!

Иерей Владимир Кашлюк

Игуменья монастыря матушка Нонна (Багаева) до пострига работала на региональном ТВ во Владикавказе. «Крестилась я в студенчестве, а когда стала активно работать в режисcуре, в голове засела мысль: даже если я делаю хорошие, позитивные передачи, то всё равно манипулирую сознанием зрителей, потому что вытаскиваю из них те эмоции, которые мне нужны. Я очень любила свою работу, но неожиданно на исповеди спросила батюшку: „Может, если это Богу неугодно, сменить профессию?“ Священник сказал, что с таким судьбоносным вопросом надо ехать к старцу. Игуменья Нонна (Багаева) до пострига работала режиссером на ТВ. Фото из архива монастыря

На следующий день, глядя на меня своими бездонными синими глазами, батюшка сказал: „А ты знаешь, что ты монахиня?“ Я возмутилась: „Как вы можете говорить такие вещи, если видите меня первый раз в жизни!“ Батюшка указательным пальцем изобразил на своём лбу крест: „А у монахов здесь крестики светятся“.

Молитва с гор Вместо трёх дней Наталья (так матушку звали в миру) пробыла в монастыре месяц, пыталась снимать фильм. Фильм „Старец“, который в итоге матушка Нонна выпустила недавно, к десятилетию кончины батюшки Ипполита. В нём - рассказы духовных чад и редкая прижизненная съёмка старца. „Батюшка ничему особому нас не учил. Он просто сам был живым примером. Его жизнь была жизнью святого - по целомудрию, по нестяжанию, по угождению Богу и, в первую очередь, по любви, - рассказывает игуменья Нонна. - Стоило попасть в облако этой святости, и твоя душа уже не могла жить иначе. Рядом с батюшкой ощущались благодать, чистота. Он каждого встречал как родного, близкого человека, которого давно ждал. Многие осетины могут рассказать о чудесах по молитвам батюшки, произошедших в их личной жизни. Но всё же главное чудо - создание монастырей в Осетии. Батюшка говорил: „Возвращайтесь домой, храните единство с Россией, стройте монастыри, и всё будет хорошо“. Батюшка никогда не был в Осетии, но духовным зрением увидел место, которое надо выбрать для монастыря, указал нам его практически с точностью до километра. Предсказал, что у нас будут озёра и рыбка.

Осетия на российском Кавказе сегодня единственная православная республика. До революции во Владикавказе было 30 храмов, мужской и женский монастыри, которые закрыли. Настоятельницу женской обители, игуменью Клавдию, сожгли заживо. И вот в XXI веке по молитвам батюшки в Осетии был создан мужской Свято-Успенский монастырь, а потом наш женский Богоявленский. Батюшка говорил, что отсюда, с гор, молитва пойдёт на Россию“. Озеро монастыря из-за массовых крещений называют святой купелью Алании. Здесь нередко крестятся целыми семьями. Фото из архива монастыря

Постриг Наталья приняла через два года после первой поездки к старцу Ипполиту. За несколько месяцев до его кончины успела приехать к нему в монашеском облачении. А потом долгое время не могла выбраться на могилку старца: „За эти годы я прожила десять жизней. У нас был Беслан, потом война в Южной Осетии. С болью Беслана мы живём и, наверное, с этой болью и умрём.

Через год после трагедии мы смогли повезти 40 матерей из Беслана на Святую Землю. Одна из них твердила: „Какое счастье, что я похоронила свою девочку целенькой“. Были родители, которым давали хоронить два зуба ребёнка. Перед отлётом одной из матерей приснилась погибшая дочка, женщина рассказала: „Моя девочка отодвинула рукой облако и, улыбаясь, сказала: „Вам дадут белые рубашки, вы будете купаться в чудесной реке“. Когда мы были на Иордане и паломникам действительно выдали белые рубашки, все ощутили живую молитву убиенных детей. Тогда в нашей группе на Святой Земле в Иордане крестились те женщины, кто прежде не был крещён. У одной после поездки родился сын, у другой - двое детей“.

Матушка называет монастырь лечебницей для душ: „Мы не видим благодать, но чувст вуем её. Благодать - это дар Божий, присутствие Святого Духа. По благодати злой становится добрым, больной - здоровым. Благодать - это когда два, три, четыре часа помолишься на службе не за себя, любимого, а за всех без исключения: за друзей и врагов. И такая молитва пока сдерживает потоки зла, затапливающие наш мир“.

Когда здесь, в Алагирском ущелье, на голом месте строили обитель, первым делом возвели не храм, а реабилитационный центр для детей Беслана, пост радавших в 2004 г. в чудовищном теракте в школе. Думали, что со временем центр станет принимать детей из обычных семей, но летом 2008 г. его заполнили беженцы из Цхинвала, на который напала грузинская армия. Монастырь стоит на Транскавказской магистрали, которая соединяет Северную и Южную Осетию. Матушка Нонна на старенькой „Ниве“ под пулями вывозила женщин и детей из Цхинвала. В машине каким-то чудом помещались до 8 человек. Разрушенный Цхинвал. Фото russianlook.com Мимо монастыря в Цхинвал вереницей шла российская военная техника. Монахини раздавали солдатам крестики, шёлковые ленточки с молитвой „Живый в помощи Вышнего…“. Молодые ребята прятали на груди бумажные иконки Богородицы. А в самом монастыре раздавались крики: „Муж погиб, дом сгорел, у меня четверо детей и пятый под сердцем. Буду делать аборт!“ В ответ кричала матушка Нонна: „Фашисты убивают осетинских детей! А ты сама хочешь своего убить?! А ты знаешь, что моя бабушка во время войны осталась с 9 детьми, муж погиб на фронте, да ещё и корову украли. Она не пошла вешаться - детей поднимала“. Ребёнка сохранили - рыжеволосую и зелено глазую девочку, которая стала крёстной дочерью игуменьи. Муж этой женщины оказался жив, дом отремонтировали.

Язык любви

“Сегодня у осетин колоссальная жажда жизни во Христе, - говорит матушка. - Когда-то Осетия была Аланией, где приняли христианст во раньше Руси. Мы возвращаемся к духовным корням - за последние 8 лет в монастыре крестили более 7 тысяч человек. Приходят семьями, последний раз самому маленькому было 6 месяцев, а старшему - 86 лет». В новой трапезной здесь на праздники собираются до 500 паломников. Зимой на Крещение съехалось столько народу, что пришлось разжечь 12 костров - паломники молились во время службы на улице. Недавно в монастыре заложили фундамент нового большого храма.

Перед отъездом бросаю последний взгляд на горы, весенние цветы, купола храма. Самая южная женская обитель России. Разве могут вновь нарушить этот покой крики и плач беженцев? В ответ звучит: «Мы должны научить наших детей разговаривать не языком автоматов, а языком любви и уважения». Это слова матери, потерявшей в Беслане единственного ребёнка. Неужели мы к ним не прислушаемся?

Душу в постели. Либо в бою, либо пулька в лоб». Так говорил Эрнест Хемингуэй, произведения которого стали классикой литературы.

Установки американца классикой, к счастью не стали. Большинство мужчин, либо не прислушалось к Хемингуэю, либо интерпретировало его слова по-своему.

Появились, к примеру, тату на лбу в виде входящей в него пули. Кто сказал, что снаряд должен быть настоящим, а душу нужно отдавать в буквальном смысле?

Эрнест уточнений не делал. Расплывчатость его слов стала «почвой» лишь для одной категории сюжетов нательных рисунков.

Есть и другие, и не только для мужчин. Изучим все варианты тату на лбу, значение .

Значение тату на лбу

Психологи говорят, что смыл тату на лбу для девушек и зависит от расположения наколки.

Область и прилагающая к ним зона на подсознании связана с собственным «Я».

Соответственно, рисунки в нижней части лба передают отношение к себе, жизненные установки, самочувствие и, вообще, направленность на собственные чувства и мысли.

Область ближе к волосам олицетворяет общество. в верхней части лба говорит о тесной связи с социумом, направленность больше на него, нежели внутрь себя.

Фото тату на лбу , расположенной ровно по его центру, говорит о гармоничной личности.

В такой, нет перевеса ни в сторону своего «Я», ни в сторону общества. Не зря, именно по центру лба находится так называемый третий .

Физиологи понимают под ним эпифиз – орган внутренней секреции. Эзотерики и религиоведы признают это, но используют более поэтические названия: — третий и чакра Аджна.

Они отвечают за умение видеть прошлое, познавать будущее, преодолевать расстояния силой мысли в настоящем.

Качества, манящие многих, можно раскрыть и усилить, прорисовав третий на .

Если не решаетесь сделать стандартную наколку, попробуйте флеш-тату на лбу , — советуют эзотерики.

«» переводится, как . То есть, речь о картинах, созданных с помощью блесток. Их крепят на клеевую основу.

Общее восприятие человеческого лба связано с духовностью, интеллектом и воспоминаниями.

Помните, как целовала выше бровей? Именно поэтому мужчины, как правило, не любят поцелуи в лоб от спутниц жизни.

Начинает чувствоваться опека со стороны женщины. Не все хотят примерять на себя роль маленького, опекаемого .

А вот к поцелуям в лоб благосклонны. Так леди чувствуют заботу близких, их готовность опекать и защищать, стремление к душевной, а не лишь плотской близости.

Становится понятно, почему наколки в виде отпечатков на лбу заказывают, в основном, женщины.

Впрочем, делением по полам займемся позже. Пока же, разделим их по категориям.

Виды тату на лбу

С художественной точки зрения на лбу делятся на письменные и сюжетные. Первые варьируются от юмористических до .

Кто-то пишет: — «Место сдается». Другие разрешают: — «Постучи по ». Язык может быть любым.

Те, кто выбирает философские надписи, склонны размещать на лбах строку через тернии к .

Если надпись состоит из двух слов, или одного дублирующегося, можно сымитировать брови.

Это меняет восприятие наколки, сдвигая акцент с улавливания ее смысла на любование нестандартной композицией.

Сюжетные наколки на лбу делятся на знаковые и художественные. В первых используются общепринятые символы, геометрические .

Возьмем, к примеру, тату крест на лбу . Распятие – не только религиозный символ, но и универсальное обозначение центра мира, находящегося на пересечении четырех его сторон.

Тату крест на лбу значение , так же, имеет связанное с и началами.

Девичью энергию олицетворяет горизонтальная перекладина символа. С началом ассоциируется вертикальная линия .

Художественные сюжеты сложнее трактовать. Для зоны лба, в основном, выбирают орнаменты. В них значим каждый завиток, .

Причем, смысл зависит от расположения элементов орнамента, их близости или удаленности друг от друга.

Чтобы расшифровать картины, нудно перелопатить десятки , , ознакомиться с познавательными проектами на телевидении.

Не многим это нужно. Поэтому, орнаменты часто запрашивают девушки. Им нужны , подчеркивающие красоту, индивидуальность, а не повод для философских размышлений.

Тату на лбу для женщин

Тату на лбу женские , как правило, сюжетны. Из категории символов девушки часто выбирают Бинди.

Это точки на лбу, которые традиционно наносят индуисты. Многих россиян к этой религии привело увлечение йогой.

Проникшись ее философией, люди стали больше узнавать о ее религиозной подоплеке и заинтересовываться обычаями .

Точки на лбу там носят замужние женщины. Алый символизирует мудрость, приобретенную дамой в браке.

Однако, современность дала индианкам поблажку. Бинди стали подбирать под одежды, макияжа.

Переход символа в категорию украшательств сделал его доступнее для иностранок.

Многие так сжились с Бинди, что решили наколоть символ, дабы не приклеивать и не рисовать каждый день.

Среди художественных эскизов леди выбирают не только орнаменты, но и скелетированных , цветочные композиции, грациозных зверей.

Причем, располагают их, как правило, сбоку лба, преследуя эстетические цели. Рисунки затеняют периферию , делая ее более узкой и женственной.

Тату на лбу для мужчин

Мужчины чаще женщин запрашивают письменные наколки. Из знаковых, как правило, предпочитают провокационные, такие как, свастические символы.

Есть у и любимые художественные сюжеты, к примеру, тату джокер на лбу . Такая наколка символизирует шутку, в которой скрыт глубокий смысл.

Трактовка связана с умом и изобретательностью реальных шутов прошлого. Дабы не разгневать царей, но и не стать подобострастными, шутники прикрывали юмором сатиру, облечение во лжи и простое высмеивание.

Стоит отметить, что есть наколки на стыке категорий. Один из таких сюжетов, востребованный мужчинами, — тату волк с крестом на лбу .

Согласно верованиям древних славян, олицетворяет честолюбие и справедливость.

Однако, с приходом христианства, волков начали держать за духов зла. Тут-то в дело и пошли .

Ими стали отпугивать зверей. Получается, «Волк с распятием» — своеобразный от злых помыслов и нечистой силы.