Ремонт Стены Уход

Конспект занятия по ОБЖ «Личная безопасность дома» материал по обж (подготовительная группа) на тему. Конспект урока ОБЖ на тему "Обеспечение личной безопасности дома" (5 класс) Личная безопасность дома обж

Есть известная поговорка, в которой говорится о том, что дом является для человека крепостью. Значит, находясь в своем жилище, можно чувствовать себя абсолютно безопасно.

Конечно, это так. Но, для того, чтобы быть полностью уверенным в своей безопасности, нужно помнить некоторые основные правила поведения в квартире или доме.


Острые предметы, ножи – источник опасности

В любом доме имеется множество колющих, режущих и острых предметов. Это не только ножи, ножницы, но и вилки, булавки, иголки, топоры, шилья и многие другие.

Когда они используются по назначению, они приносят пользу. Но, если вовремя не убрать их на место, они способны причинить немало неприятностей.

Например, иголка может воткнуться в ногу, а ножом можно случайно порезаться. Поэтому лучше соблюдать порядок в доме и класть такие предметы на отведенные для них места.

Осторожно! Электричество!

Привычные электрические приборы – чайник, телевизор, утюг, светильник и другие иногда выходят из строя. И в таких случаях устройства несут большую опасность.

Из-за неисправности электроприборов может возникнуть пожар, задымление, они могут ударить током.

Предотвратить несчастные случаи помогут следующие правила.

Все электроприборы нужно вовремя ремонтировать. В случае возникновения неприятностей с розетками и проводкой следует взывать электрика. Заниматься ремонтом самостоятельно опасно.

Бытовая химия и лекарства могут нанести вред!

Любые химические препараты могут быть опасны. Поэтому нужно не забывать о том, что:

  • нельзя употреблять лекарства, названия которых неизвестны (таблетки без упаковки или в склянках со стершейся этикеткой);
  • лекарства, срок годности у которых вышел, нужно выбросить. Пить их нельзя;
  • некоторые чистящие и моющие средства могут вызывать аллергические реакции, поэтому использовать их нужно строго по инструкции. Если при чистке ванны, унитаза или плиты самочувствие ухудшается, следует закончить уборку, проветрить помещение. Если начинает отекать лицо, а дыхание становится затрудненным, нужно немедленно вызвать скорую помощь;
  • уборку следует проводить в резиновых перчатках.

Пользуемся газом аккуратно!

Как известно, бытовой газ отличается хорошей горючестью.

При его утечке возникает риск возгорания и взрыва. Попадая в организм человека, он может вызывать удушье и смерть.

Поэтому, почувствовав запах газа, нужно.

Чтобы не приходилось бороться с последствиями утечки газа, лучше не допускать ее появления. Для этого следует.

  • Следить за работающей конфоркой, не отлучаться из кухни и, тем более, из квартиры надолго.
  • Использовать газовую плиту только по прямому назначению. Нельзя включать газ, чтобы нагреть воздух в помещении.
  • Если на плите стоят чайник или кастрюля, нужно наблюдать за тем, чтобы вода при вскипании не залила газ.


Незваные гости – что делать, если в дом стучится незнакомец?

Бывают случаи, когда в дверь квартиры стучат незнакомые люди. Что делать в таких ситуациях?

Другие правила безопасности

  • Всегда закрывайте дверь в квартиру, даже если нужно выйти на минутку.
  • Запишите номера экстренных служб на листок и прикрепите его на холодильник при помощи магнита. В сложной ситуации не придется вспоминать, по какому номеру телефона звонить.

Важно помнить!

С домашнего телефона можно позвонить в следующие службы:
01 – Пожарная охрана, спасатели
02 – Полиция
03 – Скорая помощь
04 – Аварийная газовая служба

С мобильного телефона можно позвонить на короткий номер 112 или набрать номера *01, *02, *03, *04 обязательно через звездочку.

Занятие по ОБЖ «Личная безопасность дома и на улице»

Программное содержание: Дать знания детям о том, что опасная ситуация может подстерегать людей не только на улице но и дома, учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности. Развивать познавательную активность. Воспитывать желание спасать не только себя, но и окружающих.

Материал: кукольный театр «Красная шапочка», ширма.

Предварительная работа: Чтение: Русская народная сказка «Колобок», Шарль Перро «Красная шапочка».

Работа с родителями: Чтение детям русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Ход занятия

Сюрпризный момент. Показ кукольного театра «Красная шапочка».

Воспитатель. Ребята вам понравилась сказка?

Дети. Да!

Воспитатель. А вы знаете дети, что ничего бы этого не случилось с красной шапочкой, и её бабушкой, если бы они знали о личной безопасности на улице и дома. А вы знаете, что такое личной безопасности на улице и дома?

Дети. Нет! Незнаем.

Воспитатель. Опасности подстерегают нас не только дома, но и на улице. Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила.

Воспитатель. Красную шапочку мама послала к бабушке отнести пирог и бутылку молока. Дети кто вспомнит, что мама сказала Красной Шапочке в напутствие? а вместо этого Красная Шапочка

Дети. Чтобы Красная Шапочка с чужими не разговаривала, и с дороги не сворачивала.

Воспитатель. А на самом деле, что произошло? На что засмотрелась Красная шапочка и свернула с дороги?

Дети. Красной шапочке понравилась за деревьями красивая полянка, на которой росли цветы, она решила нарвать букет и отнести бабушке.

Воспитатель. Правильно. Вот так срывая, один цветок за другим она и сама не заметила, как свернула с дороги в самую чащу леса. Ребята, так какое же правила нужно соблюдать, чтобы не попасть в такую ситуацию как Красная шапочка?

Дети. Надо идти по той дороге, как сказала мама.

Воспитатель. Правильно! Вот вы сами сформулировали первое правило личной безопасности. Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься. Но, если родители дали поручение куда - то сходить, нельзя никуда сворачивать. Запомнили?

Дети. Да!

Дети. Красная Шапочка встретила волка, и заговорила с ним.

Воспитатель. Правильно! А мама, какой наказ ей давала?

Дети. С чужими не разговаривать.

Воспитатель. Скажите ребята, во время разговора с Красной шапочкой, что волк узнал?

Дети. Волк узнал, где живет бабушка Красной шапочки.

Воспитатель. Молодцы! Только этого всего бы не произошло, если бы Красная Шапочка выполняла напутствия мамины и знала второе правило личной безопасности. Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Вы запомнили это правило?

Дети. Да!

Воспитатель. Наша Красная шапочка шла к бабушке. Вспомните, что произошло с бабушкой в конце сказки.

Дети. Волк прибежал первый Красной шапочки и съел бабушку.

Воспитатель. Такая трагедия произошла, знаете почему?

Дети. Нет!

Воспитатель. Я вам скажу. Потому что бабушка тоже не соблюдала правила личной безопасности. Бабушка сама сказала Волку, как открывается дверь в ее дом. Волк и зашел и съел бабушку. Кто сможет сформулировать третье правило личной безопасности?

Дети. нельзя открывать дверь, если звонит незнакомый человек.

Воспитатель. Правильно. Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности.

Ни в коем случае не открывать дверь, если звонит незнакомый человек, когда дома нет взрослых.

На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай "Нет".

Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.

Воспитатель. Запомните эти правила. А так как во всех сказках всегда есть волшебство, наши герои: Красная Шапочка и бабушка остались живые и здоровые.

Воспитатель. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Какой урок можно извлечь из сказок «Красная Шапочка» «Волк и семеро козлят», «Колобок»?

Ответы детей.

(Воспитатель, с детьми повторяют правила личной безопасности.)

1. Нельзя открывать дверь незнакомому человеку, даже если он в форме врача, милиционера, почтальона.

2. Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми, особенно, если они что-нибудь предлагают (покататься на машине, подвезти до дома, съездить за конфетами, в кино и др.).

3. Если незнакомый человек пытается открыть дверь, нужно позвонить в милицию и назвать свой адрес, постучать в стену соседям или позвонить им.

4. Нельзя впускать в дом людей, которые говорят, что они пришли по просьбе родителей. Родители должны об этом сообщить.

Правила безопасного поведения одинаково важны для девочек и для мальчиков. Каждый ребенок должен их выполнять прежде всего по отношению к себе. Но если есть возможность оказать помощь и проявить заботу о других людях - нужно это сделать. В общественном транспорте мальчики могут уступить место пожилому человеку, малышу, женщине, девочке, помочь им подняться по ступенькам, при выходе подать руку. Девочки могут успокоить испуганного малыша, вместе со взрослыми помочь потерявшемуся найти своих родителей, оказать необходимую помощь (обработать рану, сделать перевязку, наложить компресс).

Ничто так не украшает человека, как заботливое отношение к другим людям, стремление им помочь, быть рядом, когда это необходимо.

У каждого человека есть свои привычки. Они бывают полезными и вредными. Полезные привычки украшают человека, делают его приятным собеседником. Привычка следить за собой (быть опрятным, аккуратным, обязательным, сдержанным, терпеливым), выполнять принятые правила поведения, проявлять уважение, доверие к близким людям помогает человеку общаться с другими, обеспечивает понимание. Вредные привычки (обижаться, капризничать, ябедничать, грызть ногти, не следить за своим видом) неприятны окружающим, отталкивают их от общения с таким ребенком.

Дружба между мальчиками и девочками может перерасти в любовь, большое и светлое чувство, которое делает людей счастливыми. Любимого человека нельзя огорчать, смеяться над его чувствами, нужно относиться к нему с пониманием и заботой. Влюбленных людей почитают во всем мире. Люди всех возрастов, в разных странах отмечают замечательный праздник - День Святого Валентина. В этот день принято дарить “валентинки” тому человеку, который очень нравиться.

БЛОК «МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА»

Взрослые люди (мужчины и женщины) занимаются разными делами: они работают, учатся, отдыхают, ходят в гости, путешествуют, воспитывают детей. Чтобы быть здоровыми, жить долго, приносить пользу другим, доставлять радость окружающим, мужчины и женщины постоянно следят за собой, приводят в порядок свои вещи, занимаются спортом.

Спорт мужчин и женщин во многом похож. Занимаются спортом для того, чтобы утвердить себя в своих достижениях, чтобы прославить своими успехами родной город, страну, чтобы быть крепкими и здоровыми. Есть виды спорта, которыми занимаются и мужчины и женщины (легкая атлетика, плавание). Отдельными видами спорта (борьба, культуризм) занимаются чаще мужчины, потому что они требуют силы, решительности. Те виды спорта, которые связаны с проявлением гибкости, легкости, грациозности, больше привлекают женщин (художественная гимнастика, фигурное катание). Достижения мужчин и женщин в спорте высоко ценится всеми людьми. Выдающиеся спортсмены (Сергей Бубка, Ирина Роднина) получают высокие правительственные награды, их знают во всем мире.

Взрослые люди (мужчины и женщины) занимаются творчеством: пишут стихи, (Е.Благинина, И.Токмакова, С.Есенин), рассказы (Е.Чарушин, П.Бажов), создают произведения изобразительного искусства (П.Чайковский, Н.Римский - Корсаков, В.Васнецов, И.Глазунов, В.Горячева, Т.Яблонская, В.Мухина), выражают себя в танце (Г.Уланова, В.Гордеев), в песне (А.Пугачева, А.Малинин), выступают на эстраде (К.Райкин, Е.Петросян, Е.Степаненко). Их успехи приносят радость людям, помогают отдыхать, поднимают настроение.

Среди взрослых людей много ученых, изобретателей (Леонардо да Винчи, И.П.Кулибин, М.В.Ломоносов). Об их изобретениях знает весь мир, они помогают человеку в жизни, облегчают его труд.

Для того, чтобы обеспечивать себя и других всем необходимым, взрослые люди работают. В трудовой деятельности мужчины и женщины не могут обходиться друг без друга. Мужчины выполняют ту работу, которая требует силы, выдержки, решительности. Они чаще работают руководителями, потому что эта работа требует высокой ответственности, твердости характера. Женские профессии чаще встречаются там, где нужна забота, аккуратность, доброта, кропотливость. Мужчины и женщины дополняют друг друга в работе, вместе они создают то, что необходимо людям для удобства, здоровья, правильного питания, счастливой жизни. В труде проявляется красота человека-творца. Все, что сделано руками людей с любовью вызывает восхищение, требует бережного отношения.

Мужчины и женщины не только вместе работают, но и вместе отдыхают. У них могут быть разные увлечения и интересы, но это не мешает им понимать друг друга. Женщины любят общаться, ходить в гости, беседовать, читать, разводить цветы, шить и покупать одежду, косметику. Для женщины очень важно быть красивой, нарядно одетой. Для того, чтобы хорошо выглядеть, женщина пользуется помадой, пудрой, тушью для ресниц, духами; носит разные украшения. Мужчин больше привлекают другие занятия: они любят смотреть по телевизору спортивные игры, охотиться, заниматься спортом.

Интересы и увлечения мужчин и женщин бывают разными. Иногда мужчинам нравится вышивать, а женщинам - рыбачить. Интересы друг друга нужно уважать и относиться к ним с пониманием. По-разному мужчины и женщины проявляют свои чувства. Мужчины более сдержанны, они редко плачут, ссорятся. Женщины гораздо ярче переживают испуг, обиду, отчаяние; они чаще смеются, радуются. Но бывает и так, что мужчины очень огорчаются из-за событий, которые их взволновали; женщины могут вести себя по-мужски в сложных жизненных ситуациях. Есть качества, которыми отличаются мужчины (воля, твердость, благородство, решительность, смелость, ответственность) и женщины (доброта, терпение, трудолюбие, аккуратность, нежность, покладистость, верность). Но каждый человек может проявлять их в зависимости от своего характера, от того, что происходит с ним в жизни.

Мужчины и женщины проявляют заботу и внимание по отношению друг к другу: дарят цветы, делают подарки, готовят приятные сюрпризы. Особенно важно делать это тогда, когда люди любят друг друга. Из-за любви люди совершают подвиги, верно ждут своих возлюбленных долгие годы. Об этом поэты и писатели сочинили много стихов сказок, музыканты сложили песни. Чувство любви между мужчиной и женщиной одно из самых высоких чувств человека. Влюбленные люди делают все для того, чтобы им было хорошо вместе, никогда не расстраивают и не огорчают друг друга. Многие мужчины и женщины проносят свою любовь через всю жизнь, она согревает людей, живущих с ними рядом.

БЛОК «МОЯ СЕМЬЯ»

Дом, семья - это место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях. Мальчик в семье - сын, внук, брат, племянник; девочка - дочь, внучка, сестра, племянница; женщина - мать, дочь (по отношению к своим родителям), невестка (по отношению к родителям мужа), сестра, тетя (по отношению к племянникам); мужчина - отец, сын (по отношению к своим родителям), брат, дядя (по отношению к племянникам); пожилая женщина - мать (по отношению к своим детям), бабушка (по отношению к внукам), теща (по отношению к зятю), свекровь (по отношению к невестке), сестра; пожилой мужчина - отец (по отношению к своим детям), дедушка (по отношению к внукам), тесть (по отношению к зятю), свекор (по отношению к невестке), брат.

Мужчина в семье - защита, опора всех родственников. Для того, чтобы быть достойным почетной роли главы семейства, нужно с детства приучать себя к благородным поступкам: уметь защищать слабого, не жаловаться, быть честным, уметь отвечать за свои поступки, за благополучие тех, кто относится к тебе с доверием (младшие сестры и братья, бабушки и дедушки, домашние животные), уметь пересилить лень, побороть страх. В семье высоко ценятся женские достоинства: покладистость, мягкость, доброта, нежность, трудолюбие, забота, гостеприимство. Чтобы быть достойной женщиной в семье, девочке с детства нужно многому научиться: быть внимательной к людям, замечать их настроение, уметь утешить, пожалеть обиженного, быть приветливой, доброжелательной, уметь терпеливо выполнять начатую работу, не злиться, не кричать, не грубить, уметь создать уют и красоту в доме.

Люди в семье испытывают разные чувства по отношению друг к другу, самые главные из которых - любовь и уважение. Без этих чувств человек жил бы один и не смог бы сделать много интересного. Человеку трудно жить одному, ему очень важно знать, что он кому-то нужен, что кто-то его любит. От одиночества человек страдает, поэтому нужно особенно заботиться о тех родственниках, которые живут одни: ездить в гости, приглашать их к себе, вместе проводить свободное время, помогать делать домашние дела, заботиться об их здоровье.

Семья начинается с любви между мужчиной и женщиной. Взрослые люди, встретившись и полюбив друг друга, женятся, вступают в брак, играют свадьбу. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы - мужем и женой. Свадьба - это обычай, благодаря которому люди соединяют свои судьбы навсегда, создают свою семью. В день свадьбы жених и невеста обмениваются кольцами в знак любви и верности, надевают специальный свадебный наряд. Этот день является началом совместной жизни жениха и невесты и во многих семьях его отмечают каждый год.

Люди женятся не только для того чтобы всегда быть вместе, вести домашнее хозяйство, но и для того, чтобы продолжать свой род, то есть рожать детей. Чем больше в семье детей, тем богаче ее род, количество родственников. Ребенок зарождается из маленькой клеточки в животе у своей мамы. Там он растет до самых родов. Женщину, которая носит в себе ребенка до родов (несет бремя) называют беременной. Для того чтобы ребенок родился здоровым, беременную женщину все оберегают: уступают ей место, ничем не расстраивают, не обижают, покупают вкусные фрукты, поддерживают за руку на прогулке, чтобы она не упала и не ушибла своего малыша. Через девять месяцев в родильном доме ребенок появляется на свет. К этому времени все в семье готовятся его встречать: покупают необходимые вещи (коляску, кроватку, одежду, постельные принадлежности), наводят в доме чистоту и порядок, украшают его цветами. О малыше и его маме все заботятся: помогают стирать пеленки, развлекают ребенка, не шумят, когда он с мамой отдыхают.

Родители воспитывают своих детей, учат быть их добрыми, честными, умными, смелыми. Все дети, когда вырастут тоже будут папами и мамами. Для того, чтобы быть достойными родителями, с детства нужно многому научиться: девочкам - ухаживать за малышами, заботиться о них, убаюкивать, петь колыбельные песни; мальчикам - защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие.

Чтобы в семье люди жили дружно, все выполняют обязательные правила: уважают интересы каждого, не пользуются личными вещами без разрешения, кладут все вещи на место, вместе выполняют домашнюю работу, не мешают заниматься любимым делом, отдыхать, проявляют заботу о малышах и пожилых, сами себя обслуживают, сдерживают злость, не кричат, занимаются личной гигиеной, приветствуют друг друга по утрам, при встрече, звонят и пишут письма при расставании, просят прощение за причиненные неудобства. Чтобы все в семье были здоровыми, люди занимаются спортом, проводят выходные дни на природе, закаляются, посещают бассейн.

Дома бывает хорошо тогда, когда в нем уютно, тепло, красиво. Тепло в дом приносят не только батарея отопления, а прежде всего - отношения между людьми. Когда все в семье приветливы, любят друг друга, не портят друг другу настроение, проявляют заботу, не сердятся, умеют понимать и прощать, приласкать и утешить - в такую семью хочется возвращаться. Если в семье все угрюмые, злые, хмурые, никто ни с кем не разговаривает, кричат друг на друга - от такой семьи веет холодом.

Красоту в дом приносит каждый. Красота семьи включает многое: чистоту и порядок в квартире, свежесть одежды, цветы, картины. Очень важно с детства научиться в семье быть красивым: следить за чистотой и порядком тела, прически, одежды, обуви, красиво говорить, двигаться, совершать красивые поступки (всегда быть внимательным к пожилым, уметь порадовать девочек, женщин цветами, лакомством, проявлять заботу о малышах). Для того, чтобы быть красивыми внешне, мужчины и женщины дома пользуются косметикой, парфюмерными принадлежностями; делают зарядку, следят за своей фигурой, со вкусом одеваются. Одежда у людей бывает разной и различается по своему назначению: праздничная (нарядная), будничная (повседневная); спортивная, домашняя, одежда для отдыха.

Для того, чтобы со вкусом одеваться, иметь в доме необходимое (мебель, посуда), нужны деньги. Их зарабатывают родители. Чтобы в семье был достаток, взрослым приходится много трудиться. Дети проявляют заботу о них: помогают в домашних делах, дают возможность отдохнуть, бережно относятся к приобретенным на заработанные деньги вещам (книгам, игрушкам, одежде), не требуют купить понравившуюся куклу, машинку.

В крепкой дружной семье люди берегут друг друга, поступают так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми и счастливыми. Любовь родителей к своим детям проявляется в их заботе; любовь детей - во внимании, послушании по отношению к старшим. Чтобы не огорчать взрослых, нужно прислушиваться к их советам, предлагать свою помощь, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение. Любящим детям иногда приходится поступать вопреки своим желаниям, если их поступки могут расстроить близких: продолжить начатое дело, если уже устал, но знаешь, что за тебя его могут сделать взрослые, когда придут с работы; отказаться от покупки, если знаешь, что деньги нужны бабушке на лекарство; отдать любимую игрушку младшей сестренке, если видишь, что она очень хочет ею поиграть; пойти со всеми вместе на прогулку, отказавшись от любимого фильма, потому что к ней готовилась вся семья.

Кроме родственников у каждого в семье есть друзья, те люди, которые понимают друг друга и хотят быть вместе. Бабушки и дедушки прожили со своими друзьями много лет, с некоторыми из них они знакомы с самого детства. Такие друзья самые надежные: они не бросают в беде, приходят на помощь, умеют разделить радость. Друзья папы и мамы часто вместе работают, вместе встречают праздники, У ребенка тоже есть друзья, с которыми можно делиться секретами, интересно играть, ходить друг к другу в гости. Друзьями нужно дорожить с детства. С годами они становятся близкими как родственники.

Кроме друзей и родственников у каждой семьи есть соседи. Чтобы жить с соседями дружно, нужно проявлять к ним внимание (здороваться, спрашивать о делах, о здоровье); помогать, если об этом попросят (купить продукты, полить цветы во время их отъезда, сходить за лекарствами, погулять с собакой если кто-то заболел); поздравлять с праздником, делиться радостью, приглашать в гости. Если соседи живут дружно, они тоже становятся родными, помогают друг другу, переписываются, когда переезжают в другой город.

Семья - самое дорогое, родное и близкое в жизни человека. Без семьи человек чувствует себя одиноким, как отломанная от дерева ветка, которую никто не поддерживает, не укрывает от невзгод. Человек, который любит свою семью, бережет честь рода, заботится о родственниках, никогда не будет одиноким.

БЛОК «ДЕТСКИЙ САД – МОЙ ВТОРОЙ ДОМ»

В детском саду человек становится образованным и культурным; в нем происходит много интересного, что позволяет познавать окружающий мир. Дети в группах играют в разные игры. В одних играх они учатся различать цвета, фигуры; в других – собирать мозаику; в третьих – сравнивать предметы по величине. Дети любят играть в дом, в школу, в больницу, в пограничников, потому что они хотят быть похожими на взрослых. Воспитатели в группах проводят разные занятия: по изобразительной деятельности (чтобы дети учились рисовать, лепить, делать аппликации, любить красивые картины); по математике (учат детей считать, складывать); по развитию речи (на этих занятиях дети сочиняют интересные рассказы, слушают сказки, учатся красиво говорить); по знакомству с природой (чтобы дети знали и любили растительный и животный мир, умели беречь все живое); занятия по физкультуре, которые помогают ребенку быть сильным, ловким, здоровым. Музыкальный руководитель учит детей петь, слушать музыку, танцевать.

Все взрослые, которые работают в саду, заботятся о детях; каждый из них очень важен, дети без них не могут обойтись, а они не могут обойтись друг без друга. Для того, чтобы повар приготовил обед, шофер привозит продукты; медсестра составляет меню (перечень разных кушаний), чтобы еда была вкусной, полезной и каждый день - разной; электрик проверяет, как работает электроплита, электромясорубка; слесарь – вовремя чинит краны. Для того, чтобы воспитатель проводил интересные занятия, методист помогает подобрать нужные книжки, игрушки, картинки, которые привозит в детский сад шофер; чтобы воспитателю было удобно заниматься и играть с детьми на прогулке, дворник каждый день наводит порядок на участке; для того, чтобы все взрослые хорошо себя чувствовали, медсестра следит за их здоровьем, дает витамины. Чтобы все работали дружно, вовремя уходили в отпуск, отдыхали, учились, детским садом руководит заведующая. Она следит за тем, чтобы вовремя делали ремонт, красили постройки на участках, принимает детей в группы, работает с родителями. Взрослые, которые работают в детском саду, понимают как они нужны друг другу; они внимательные, заботливые, потому что все они делают одно дело: воспитывают Человека.

Заботу о детях, которые ходят в детский сад, проявляют не только те люди, которые в нем работают, но и те, которые работают в других местах: строили детский сад каменщики, крановщики, маляры, штукатуры; продают в магазинах свежие продукты – продавцы; выращивают хлеб – хлеборобы; приносят журналы и газеты – почтальоны.

Все в саду работают дружно, слаженно, очень хотят, чтобы каждый ребенок был умным, добрым, красивым, здоровым. Ему в детстве нужно набираться сил, научиться видеть, понимать, беречь красивое, природу, ценить других людей, чтобы потом, когда он станет взрослым, быть творцом, изобретателем, тружеником, гордым и счастливым человеком.

В детском саду у ребенка есть друзья, с которыми интересно, не хочется расставаться, по которым скучают в разлуке, кому доверяют свои тайны и секреты. Друзьями могут быть не только люди, но и животные. Дети очень привязываются к хомячкам, морским свинкам и другим обитателям живого уголка. Для того чтобы они чувствовали себя хорошо, понимали, что их любят, дети заботятся о своих маленьких друзьях: следят за тем, чтобы они были вовремя и вкусно накормлены, меняют воду, убирают в домике, осторожно их гладят, разговаривают с ними. Друзья животные очень привязываются к людям, скучают без них. Друзьями ребенка могут быть дети из своей группы, малыши, взрослые.

В детском саду дети ведут себя культурно: вежливо здороваются, прощаются, улыбаются при встрече; соблюдают правила этикета: аккуратно едят, приносят извинения за причиненные неудобства, не кричат. Мальчики и девочки внимательны друг к другу; следят за порядком в группе, в своем внешнем виде (прическа, одежда, обувь); ухаживают за животными. Дети с удовольствием ставят спектакли для малышей, для своих родственников и знакомых; делают для них выставки рисунков, приглашают на праздники; любят спорт, спортивные игры. Для того, чтобы все в детском саду понимали друг друга, дети пользуются словами, обозначающими их состояния, переживания: «Мне грустно», «Я скучаю», «Я беспокоюсь», « Я очень рад», «Мне приятно». Если человек может объяснить, что он испытывает, другому бывает легче его понять.

Дети любят свой детский сад, гордятся людьми, которые в нем работают, украшают его к праздникам, с удовольствием рассказывают о нем другим людям, не забывают поздравлять с праздником.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

К семи годам ребенок

· владеет обобщенными представлениями (понятиями):

О своей половой принадлежности, устанавливает взаимосвязи между своей половой ролью и различными проявлениями маскулинности и фемининности (одежда, прическа, телосложение, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление достоинства);

О половой принадлежности мужчин и женщин по ряду признаков (внешний вид, личностные качества, социальные и трудовые функции); дифференцирует функциональные особенности мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения);

О членах семьи как представителях определенного возраста и пола, их основных функциях (социальная, коммуникативная, экономическая, репродуктивная, фелицитарная), о необходимости бережного, заботливого отношения к ним;

О специфике взаимоотношений в детском саду, о взаимосвязи функций работающих в ней взрослых;

· испытывает чувство удовлетворенности в отношении собственной половой принадлежности, аргументированно обосновывает ее преимущества;

· осознает относительность маскулинных и фемининных проявлений;

· различает настроение людей, животных, устанавливает связи между эмоциональным состоянием человека и причинами, его побудившими, между настроением и поведением;

· владеет способами передачи собственных эмоциональных состояний (жесты, мимика, интонация, поза, движения), умеет сдерживать проявления негативных эмоций;

· адекватно реагирует на различные эмоциональные состояния других людей;

· знает правила и владеет способами безопасного поведения;

· осознанно выполняет правила поведения, принятые в социальной культуре, устанавливает связи между своим поведением и настроением окружающих;

· умеет ценить красоту людей разного возраста и пола по ряду признаков (внешний вид, поступки, поведение);

· определяет перспективы взросления в соответствии с половой ролью.

· проявляет доброжелательное, заботливое отношение к взрослым людям разного пола;

· осознает нравственную ценность человеческих поступков;

· определяет перспективу развития собственной социальной функции в системе родственных отношений (мальчик будет папой, затем, свекром, тестем, дедушкой; девочка будет мамой, невесткой, свекровью, тещей, бабушкой);

· проявляет стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущей семейной роли (девочка убаюкивает ребенка как настоящая мама, мальчик ремонтирует кукольную мебель как настоящий папа);

· владеет всеми навыками самообслуживания и личной гигиены, соответствующими возрасту; различными видами труда, адекватными собственной половой роли (девочка умеет стирать, гладить, готовить несложные блюда, делать частичную уборку помещения, накрывать на стол, заниматься рукоделием, мыть посуду, украшать помещение цветами; мальчик умеет ремонтировать кукольную мебель, обувь, изготавливать деревянные игрушки, отжимать тяжелое белье, выбивать пыль из ковров, половиков, расставлять мебель в комнате);

· проявляет стремление к эстетике быта: следит за домашней одеждой, за чистотой и порядком в своем игровом уголке, контролирует манеру собственного общения с родственникам;

· бережно относится к результатам труда взрослых, осознанно соотносит свои желания в приобретении вещей и игрушек с возможностями семьи;

· умеет сдерживать проявление негативных эмоций, подчиняет свои желания интересам семьи;

· проявляет заботу по отношению к малышам и пожилым родственникам, ответственно относится к своим домашним обязанностям;

· с удовольствием проводит время с членами семьи, инициирует общение с ними;

· проявляет сопереживание, сочувствие в общении с близкими, интересуется их настроением, эмоциональным и физическим состоянием, проявляет адекватные способы разрешения коллизийных ситуаций;

· выполняет правила, принятые в семье, поддерживает семейные традиции, с удовольствием участвует в семейных праздниках, общих обсуждениях предстоящих дел, расходов;

· проявляет уважительное, понимающее отношение к интересам членов семьи, бережно относится к продуктам их увлечений (рисование, коллекционирование и др.);

· самостоятельно применяет полученные знания в различных видах творческой, предметно - продуктивной, коммуникативной деятельности;


РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ»

БЛОК «ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ»

Человек развивается и добивается в жизни много тогда, когда он познает культуру своего народа и других людей, сам является культурным и творит культуру. Культурный человек умеет вести себя с другими людьми, не огорчая и не обижая и; много знает; заботится о своем здоровье; любит слушать музыку, сказки, рассматривать картины великих художников; бережно относится к природе, к результатам труда других людей; стремится создавать красоту, наводить чистоту и порядок во всем; любит свой дом, детский сад, родной город, свою страну. Культурным человек становится не сразу. Когда человек только появился на земле, он еще не был культурным. Первых людей называли первобытными. Это слово состоит из двух частей: «первый» и «быт». Быт - это то, чем пользуется человек в своей жизни (мебель, посуда, дом) для того чтобы питаться, не замерзнуть от холода, освещать помещение. У первобытного человека всего этого не было. Он ел ту пищу, которую находил в земле, под ногами, согревался шкурами убитых животных. Первобытному человеку жилось очень трудно и неинтересно. Он рисковал своей жизнью, не умея защищаться от диких животных, не знал, почему он болеет, и не мог лечиться, у него не было книжек и телевизора.

Как появился первый человек на земле, сказать трудно. Одни люди считают, что человек произошел от животных, другие - что его создал Бог. Человек появился на земле очень давно, и чтобы узнать, как изменялась его жизнь и культура, люди специально занимаются раскопками, чтобы под толстым слоем пыли, развалин найти свидетельства того, как жили люди в древние времена. Профессия этих людей очень нужная и интересная, называются они - археологи. Археологические раскопки помогают узнать, какими предметами пользовались люди, какую одежду, украшения они носили, как охотились на животных.

Первые предметы, которыми пользовался человек, были очень простыми, для их изготовления не требовались сложные инструменты. Сделаны они были в основном из дерева, из камня, из костей животных. Возможности использования или изготовления предметов человек часто обнаруживал случайно: ложка появилась тогда, когда однажды, перемешивая пищу широкой палочкой с углублением, он заметил, что в ней осталась еда; вилка – после того, как он понял, что брать горячую еду палочкой с двумя зубчиками удобнее, чем одной. Труд древнего человека был направлен на то, чтобы защитить себя от стихии (ливень, град), от диких животных, чтобы сделать предметы, которыми удобно пользоваться.

Сначала люди жили в пещерах, которые они не строили сами, а находили их. В пещерах у них не было мебели, посуды. Сидели люди на камнях, ели руками, укрывались шкурами. Древний человек очень боялся огня, он не понимал, откуда он появляется, и почему его так боятся животные. Постепенно он стал замечать, что огонь дает тепло; пища, приготовленная на огне, вкуснее, чем сырая; огонь отпугивает диких зверей, он освещает пещеру. Человек научился самостоятельно добывать огонь из искры, которая возникает при трении дерева, чирканья камнем о камень; научился сшивать шкуры при помощи рыбных косточек, которые использовались в качестве швейной иглы. Первые ножи человек делал из острых камней, из крупных костей рыбы. Для того, чтобы можно было охотиться на животных, не подходя к ним близко и не рискуя своей жизнью, человек научился делать стрелы с каменными и костяными наконечниками. Со временем человек стал понимать, что жить в пещере неудобно: в нее протекает вода, в ней сыро и холодно, и стал строить жилища сам (хижины, лачуги, шалаши).

Первобытные люди общались с помощью жестов и разнообразных звуков. Прошло много лет с тех пор, как люди начали произносить первые слова. Сейчас трудно сказать, когда они появились, но ученые считают, что первые слова возникли на охоте, когда короткие команды позволяли действовать вместе. При помощи речи люди могли сообщить друг другу о своих находках; о том, кто их обидел, порадовал; о тех действиях, поведении, которые приятны или огорчительны для других людей. Постепенно стал появляться этикет, то есть правила, которые нужно обязательно выполнять в общении: как правильно здороваться, прощаться, вести себя за столом, принимать гостей, одеваться (в гости, в церковь, на праздник). Одно из таких важных правил встречи гостей дошло и до нашего времени: в России гостям при встрече на красивом вышитом полотенце подают хлеб, соль и при этом кланяются до пояса, что означает проявление уважения, пожелания добра и богатства гостю, признания его достоинств.

Постепенно человек начал понимать, что все предметы быта, которые он делает, жилища, которые он строит, могут быть не только удобными, но и красивыми. Он стал украшать их, раскрашивать красками, которые получал из растений. Рисунки, которые он делал на камнях, на коре, получались очень большими. Их могли видеть только те, кто подходил к ним близко. Чтобы рассказать о чем-то другому человеку, живущему далеко, ему нужно было передать этот рисунок. А для этого нужны знаки, которые может понять другой человек. Изображение знаков на коре (бересте) привело к возникновению письменности. Сначала люди писали (царапали) палочками, со временем у них появились перья (гусиные, металлические), карандаши, ручки, пишущие машинки, компьютеры. Раньше люди писали на коре деревьев, на папирусе, на ткани; сейчас они пишут на красивой белой бумаге.

Постепенно люди стали расселяться по всему миру. Если посмотреть на глобус, то можно увидеть, что на Земле среди океана есть шесть участков суши: Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия, Антарктида. Эти участки суши называются материками. На разных материках разный климат, природа, разная погода.Поэтому и дома у людей разные: в Африке, где очень жарко, люди строят круглые дома из пальмовых листьев; в Азии, где много песка и мало деревьев, люди живут в юртах; на Северных частях материков, где очень холодно и нет деревьев строят чумы из шкур оленей; дома изо льда, стены и пол которых покрыты меховыми ковриками (иглу).

Многие люди на Земле живут в домах, которые похожи на дома в России: каменные, деревянные, кирпичные. Для того чтобы построить такие дома, нужны люди разных профессий: каменщики, плотники, печники, электрики, сварщики, стекольщики, маляры, штукатуры, крановщики, архитекторы, проектировщики. В настоящее время ученые разрабатывают строительство домов, в которых можно будет жить под водой, в космосе.

Труд человека сейчас отличается от того труда, который был у людей раньше. Человек в своем труде использует много машин, техники. Техника необходима человеку для того, чтобы работать быстрее, лучше и легче. Первая техника, которая появилась в жизни человека, была несложной: прялка, ткацкий и токарный станок, гончарный круг. Они приводились в действие простыми способами: для того, чтобы крутился гончарный круг, человек нажимал ногой на педаль; работая на ткацком станке, он переставлял руками планки с нитками. Материал, из которого делались станки, был изготовлен из дерева и камня. Когда человек научился плавить металл, пользоваться электричеством, его машины, станки стали сложнее. Паровозы, пароходы, которые сначала двигались благодаря топливу, сейчас работают при помощи электричества; на смену старым пишущим машинкам пришли компьютеры. Новые машины состоят из многих сложных деталей, которые делают люди разных профессий и иногда даже в разных странах.

Прежде чем человек научился создавать станки, машины, приборы, он внимательно наблюдал за природой, за тем, как устроены растения и животные, а потом создавал подобные механизмы. По подобию птицы был создан самолет, по подобию рыб – подводная лодка. Техника помогает людям во многих делах: машины могут стирать, убирать, готовить, считать, решать сложные задачи. Люди, которые придумывают новую технику, называются изобретателями. Они с детства любят внимательно наблюдать, придумывать что-то новое. Люди, изобретения которых были нужными и полезными для человека, прославились на весь мир: Попов, благодаря которому появилось радио; Яблочков, который изобрел электрическую лампочку.

Со времени появления на земле человек много сделал для того, чтобы жить ему было не только сытно и тепло, но и удобно, красиво. Все, что сделано человеком, свидетельствует о его культуре. Построенные человеком города, дворцы, храмы; созданная им техника, картины художников, книги писателей; детские сады, школы; театры – все это творение рук человека, которые нужно беречь, охранять, любить.

Человек по праву гордится своими достижениями, у него есть чувство собственного достоинства. Он знает, что он - умный, сильный, добрый, трудолюбивый. Это чувство есть не только у взрослых людей, оно есть и у детей. Каждый ребенок добивается каких-то успехов в своей жизни. У малышей это получается непросто: они знают и умеют меньше, чем старшие дети, но даже маленький ребенок может быть добрым, стремится к познанию мира. Каждый человек достоин уважения с детства, в каждом живет маленький изобретатель, художник, творец.

У каждого человека есть права – те правила, которые позволяют ему сохранять свое достоинство, право на жизнь, на свои вещи, на безопасность, на свободу, на свое жилище, на труд, на справедливый суд, на личную неприкосновенность, на образование. У человека много прав, которые он должен знать и пользоваться ими независимо от возраста, от цвета кожи, от того, кто он - мужчина или женщина. Права человека признаются во всем мире, они записаны в специальной книге, которая называется «Декларация прав человека».

У ребенка тоже есть права, но часто пользоваться ими он не может без помощи взрослых: он не может самостоятельно переезжать из города в город, путешествовать, защищать свою неприкосновенность. В этом ему помогают родители, милиция, суд. Каждый человек должен не только пользоваться своими правами, но и уважать права других людей, уважать их достоинство.

БЛОК «ИСТОРИЯ СЕМЬИ»

Человек рождается в семье, благодаря своим родителям. Родители ребенка не всегда были родными людьми. До того как встретиться, они жили в разных семьях, иногда – в разных городах и даже в разных странах. Встретившись, они полюбили друг друга и решили не расставаться никогда, создать новую семью.

Хотя дом принято считать надежной крепостью, все же и в нем появляются опасности. Может возникнуть много ситуаций, при которых на человека воздействуют неблагоприятные факторы. Чтобы не допустить этого, достаточно соблюдать правила безопасности дома. Их должны выполнять дети и взрослые.

Обращение с острыми предметами

В каждом доме есть много изделий. Это ножи, вилки, булавки, иглы. Если их применяют по назначению, то они абсолютно безопасны.

Когда острые предметы находятся не на своем месте, то могут причинить много неприятностей. К примеру, иглы доставляют боль, а при неосторожном обращении с ножом можно порезаться. Поэтому важно соблюдать правила безопасности дома, то есть класть все предметы на свои места. Также важно пользоваться ими по назначению.

Электричество

Правила пожарной безопасности дома предполагают осторожное обращение с электрическими приборами - чайником, телевизором, утюгом, светильником и другими предметами. Если техника поломана, то она считается опасной. Неисправность устройств может вызвать пожар, задымление, удар током. Чтобы не допустить этого, нужно выполнять следующие правила:

  • При уходе из дома надо выключать электроприборы. Работать может лишь холодильник. Если же планируется выезд из дома на какое-то время, то желательно выключить и его, заранее разморозив.
  • Шнур выдергивать необходимо только за вилку. Запрещено тянуть за провод.
  • Не следует пользоваться розетками, которые выпадают из стены.
  • не нужно трогать руками.
  • С возгоранием розетки необходимо обесточить жилье. Если это квартира, то надо выйти на лестничную клетку, где находится электрический щиток. Около счетчика подписаны номера квартир. Там находится рубильник или кнопка, которыми выполняется обесточивание. Потом следует вернуться в квартиру, потушить розетку, накрыв плотным материалом.

Технику необходимо своевременно ремонтировать. При появлении неприятностей с розетками и проводкой надо вызывать электрика. Выполнять ремонт самостоятельно опасно.

Бытовая химия и лекарства

Правила дома предполагают правильное обращение с бытовой химией и лекарствами. Нужно помнить о том, что:

  • Запрещено употреблять лекарства, наименования которых неизвестны (препараты без упаковки или в склянках со стертой этикеткой).
  • Лекарства с истекшим сроком годности надо выбрасывать.
  • Чистящие и моющие средства нередко вызывают аллергию, поэтому использовать их следует на основе инструкции. Если во время обработки помещения ухудшается состояние, надо закончить работу, проветрить помещение. При наличии отеков лица или появлении других признаков надо обратиться к врачу.
  • Уборку надо выполнять в резиновых перчатках.

Пользование газом

Бытовой газ характеризуется хорошей горючестью. С утечкой появляется риск возгорания, взрыва. При его проникновении в организм человека он становится причиной удушья и смерти. Поэтому важно соблюдать правила безопасности дома.

Если чувствуется запах газа, необходимо:

  • Проветрить помещение.
  • Убедиться, что краны газовой плиты закрыты.
  • Позвонить в аварийную службу.
  • Не допускать возможность возгорания - не включать свет, не зажигать спички.

Чтобы не было неприятных последствий утечки газа, желательно ее не допускать. Для этого надо:

  • Контролировать работу конфорки, не выходить из кухни и квартиры при готовке пищи.
  • Пользоваться газовой плитой по назначению. Запрещено включать ее для нагревания воздуха в помещении и сушки белья.
  • Вода из посуды не должна заливать газ.

Детей нужно учить, чтобы они не баловались со спичками и зажигалками, так как это часто вызывает пожар. Ребенок не должен зажигать фейерверки или бенгальские огни, если он находится дома один. В некоторых частных домах есть печка. Дети не должны открывать печную дверцу.

Что делать при пожаре?

Правила личной безопасности дома при пожаре помогут действовать грамотно:

  • Небольшой огонь надо затушить плотным материалом или одеялом, налив на возгорание воду.
  • Если пламя не гаснет, нужно отбежать от него на безопасное расстояние. Затем надо позвонить в пожарную службу или попросить это сделать соседей.
  • Если нельзя выбраться из горящего жилья, то надо сразу звонить в пожарную, сообщив адрес.

  • Дым считается опаснее огня. Много людей гибнет именно из-за него. Если не хватает чистого воздуха, то надо опуститься на корточки и продвигаться к выходу ползком. Считается, что внизу меньше дыма.
  • При пожаре запрещено ехать на лифте. Обычно он в таких случаях отключается.
  • При ожидании пожарных надо сохранять спокойствие, не прыгать из окна.
  • Нужно слушать и выполнять указания пожарных.

Что делать при посещении незнакомца?

Правила личной безопасности включают нормы поведения во время прихода незнакомцев:

  • Необходимо посмотреть в глазок, а также спросить, кто пришел и для чего.
  • Не следует сразу открывать дверь. Ее нужно только приоткрыть без снятия цепочки.
  • Если человек представился каким-либо сотрудником, например полицейским, то надо спросить у него документы.
  • При просьбе о помощи желательно предложить вызвать полицию, пожарных или работников газовой службы. При этом лучше не открывать дверь.
  • Не нужно долго разговаривать с человеком через дверь, если принято решение ее не открывать.
  • Не стоит говорить незнакомцу, что дома никого нет. Желательно сказать ему, что в помещении кто-то есть, но он занят или отдыхает.

Другие правила безопасности

Необходимо соблюдать и другие правила безопасности дома. Окружающий мир опасен и дома, поэтому важно придерживаться следующих требований:

  • Необходимо всегда закрывать дверь в квартиру, даже если планируется выйти на немного.
  • Нужно не забывать выключать краны с водой.
  • Все опасные вещи должны находиться в недоступном для детей месте.
  • Не следует ехать в лифте с незнакомыми людьми.
  • Дома надо записать номера экстренных служб и прикрепить их на видное место.

Существуют знаки правил безопасности дома, которые можно сделать самостоятельно. Например, их можно развесить около входа. Каждый раз при выходе из дома нужно обращать на них внимание. С их помощью получится контролировать отключение приборов, закрытие окон. Тогда будет легче выполнять правила безопасности дома. Условные знаки можно развесить в специальных местах. К примеру, около утюга следует разместить картинку и надпись о необходимости выключения прибора после использования.

Безопасность детей

Правила безопасности нужно соблюдать не только взрослым, но и детям. Причем их нужно приучать к этому с раннего детства. Малышей учат не открывать дверь незнакомым людям, не играть с огнем, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Дети должны уметь вызывать экстренные службы, поэтому дома телефон и важные номера должны быть на видном месте. Их нужно научить правильно вести себя с незнакомцами. Хоть таким правилам учат в детских садах и школах, все же с помощью родителей ребенок лучше их поймет.

Детей можно оставлять дома одних только после их готовности к этому. Поэтому правила безопасности с ними надо периодически проверять, устраивать домашние экзамены. Тогда родителям будет намного спокойнее, если их ребенок сможет соответствующе вести себя в разных ситуациях.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОМА

Самым безопасным местом для человека является его дом. Однако при определенных условиях и он может стать опасным. Чтобы этого не случилось, необходимо хорошо знать и соблюдать правила безопасного поведения дома. Соблюдение этих правил ограничит возможности преступника.

Конечно, невозможно учесть все опасные ситуации, которые могут возникнуть в домашних условиях, но для большинства из них имеются типовые рекомендации:

∙ Никогда не открывайте дверь, не посмотрев в глазок и не спросив, кто пришел.

∙ Если вы дома одни, не открывайте дверь никому, даже если эти люди представились работниками коммунальных услуг, милиции или почты. Попросите зайти позже.

∙ Если вас просят принести попить или дать позвонить, объясните, как дойти до ближайшего магазина и телефона-автомата.

∙ Не рассказывайте о распорядке жизни членов своей семьи.

∙ Если вам необходимо выйти из квартиры, прежде чем открыть дверь, посмотрите в глазок – нет ли за дверью посторонних.

∙ Открыв дверь и выйдя из квартиры, закройте за собой дверь.

∙ Не просматривайте почту около ящика, поднимитесь домой и посмотрите там.

∙ Если незнакомый человек предлагает вам подняться в лифте, откажитесь.

∙ Если незнакомец пытается зажать вам рот, постарайтесь укусить его за руку.

∙ Если к вам решили прийти друзья, лучше встретить их на остановке и после этого привести домой.

Помните также о правилах безопасного поведения при разговоре по телефону:

∙ Никогда и никому не говорите, что вы дома одни.

∙ Поднимая трубку, не называйте своего имени.

∙ Если просят назвать адрес, не называйте, попросите позвонить позже, назвав время прихода родителей.

∙ Не участвуйте в опросах по телефону.

∙ Если вас пытаются втянуть в непристойный разговор, положите трубку и сообщите об этом родителям.

А теперь рассмотрим правила поведения в наиболее распространенных опасных ситуациях, которые могут произойти дома.

ВОРЫ В КВАРТИРЕ

Если вы открываете дверь, а в квартире – воры:

∙ Не теряйтесь, постарайтесь быстро выйти и захлопнуть дверь, закрыть ее на ключ, ключ оставить в замке.

∙ Стучите в дверь соседей, просите их прийти на помощь.

∙ Просите соседей срочно позвонить в милицию.

∙ Если злоумышленники сумели открыть дверь, немедленно покиньте лестничную площадку и бегите вниз к выходу.

∙ При помощи соседей вызовите милицию. Постарайтесь, не подвергая свою жизнь опасности, задержать злоумышленников в доме до прихода милиции.

НАПАДЕНИЕ В ЛИФТЕ

Прежде всего, вам следует запомнить несколько правил, предупреждающих нападение в лифте:

✔ Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за вами может зайти в кабину.

✔ Если в вызванном вами лифте уже находится незнакомый человек, не входите в кабину.

✔ Если вы вошли в лифт с незнакомым человеком, не стойте в лифте к нему спиной, а наблюдайте за его действиями.

Если нападение произошло:

✔ Кричите, шумите, стучите по стенкам кабины. Защищайтесь любыми способами.

✔ Постоянно нажимайте кнопку ближайшего этажа и кнопку вызова.

✔ Если двери лифта открылись, постарайтесь выскочить на лестничную площадку, позвать жильцов дома на помощь и выбежать на улицу.

✔ Оказавшись в безопасности, немедленно позвоните в милицию по телефону 02, сообщите, что с вами произошло, точный адрес, сообщите приметы и направление ухода нападавшего.

НАПАДЕНИЕ В ПОДЪЕЗДЕ

Не выходите на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.

При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей, постарайтесь выскочить на улицу.

Оказавшись в безопасности, немедленно сообщите о случившемся родителям и позвоните в милицию.

Запомните, звонок в дверь, звонок по телефону, встреча с незнакомым человеком у подъезда дома, в лифте, на лестничной клетке могут стать неожиданностью только для человека неподготовленного. Для человека, владеющего правилами личной безопасности, опасные ситуации при встрече с незнакомыми людьми маловероятны. Когда человек знает, откуда ему грозит опасность, как избежать встречи с ней и как себя вести в опасной ситуации, он защищен.