Ремонт Стены Уход

Почему Петра и Февронию муромских считают святыми? Почему именно Петр и Феврония? Петр и феврония символы семейного счастья.

Внимание! Опрос только для женщин! Примкнувших к нему мужчин легко определить по синему цвету!

В дневниках звучат недоумения: «Что же теперь — немытого бомжа подбирать?»
Может, и так. Когда князь Пётр пришёл в Февронии лечиться, вряд ли он выглядел привлекательно и импозантно. Но главное — всё же это был князь, за которого замуж захотела выйти Феврония.

Что же было для неё важно? Почему она не сделала того же в отношении какого-нибудь мужика или солдата? Богатство, власть и влиятельность князя как вариант отставляем в сторону: Феврония легко перенесла изгнание, да и нападки со стороны бояр к ней, простолюдинке, не были приятными.

Какие же мотивы управляли этой женщиной? Любовь к красивому князю? Да какой же он красивый, когда пришёл болезненным… То, что он герой, а женщины любят героев? Может быть, и так, но вряд ли для Февронии это было важно.

Самое дорогое, что она сама же озвучила — был для неё супруг. И вот здесь вытекает самый главный вопрос к нашим азбуковчанкам: а вам слабо? Или муж будет на втором месте после кошки, собаки, ребёнка, мамы с папой, квартиры, машины?

А слабо устоять перед соблазном поиграть в любовь с чужим воином, пока муж не видит? И кому она говорила слова: «Зачерпни воды с левого борта, а потом с правого?» Наверняка знала Феврония правильный ответ. И не воину она это говорила, а сама себе — скорее всего! Сегодня в простонародии на матерном языке это звучит примерно так: «Что-то на что-то менять — только время терять!» Надеюсь, понятно, о чём я?

Роли в семье князя и Февронии были распределены чётко: он занимался мужскими делами, она — женскими. Вряд ли Феврония просила мужа помочь ей по дому, равно как он не звал её думать над вопросами государственной важности (тогда княжества были отдельными государствами). В-общем, каждый в семье конкретно исполнял свою роль. И, как видим, это семье было только на пользу, а бардак обычно начинается там, где каждый начинает лезть не в своё дело: жена учит мужа, как вести машину, а он наставляет её, как варить щи.

Друг без друга, либо себя рядом с кем-то — супруги даже представить не могли. И это — самое главное! В этом смысл опубликованного ниже вопроса, ответ на который важен для тех мужчин, которые пришли на «Азбуку» найти спутницу жизни. От того, что пишут женщины в комментариях, всецело зависит мнение читающих это мужчин! Ну… и наоборот, конечно! Нас выбирают, мы выбираем… Как это часто не совпадает…

В очередной раз обращаю внимание женщин: Феврония первой предложила Петру на ней жениться! Князь наверняка ошалел от такой наглости, но… именно это сыграло решающую роль! Итак, уважаемые дамы, есть ли среди вас способные на подобный подвиг?

И, наконец, способны ли мы, сегодняшние мужчины и женщины, на верность, любовь, преданность друг другу? Слабо? Или как? Или со смартфоном или ноутом в руках считаем, что появление супругов в одном гробу после смерти — подделка? Настолько мы маловерны, что считаем это сказкой? Есть ли здесь те, кто верит в это — кроме меня?

Способны ли мы продолжать любить друг друга
, когда станем морщинистыми, седыми, лысенькими, худющими или толстенными, к сексуальным отношениям непригожими?

Не будьте рабами людей, ибо выкуплены дорогой ценой
Библия

"Повесть о Петре и Февронии Муромских" - замечательный литературный памятник середины 16 века. Написал легенду по заказу митрополита Макария писатель Ермолай-Эразм.Но митрополит Макарий не принял произведение, посчитав, видимо, что по нему Петр и Февроний не тянут на святых. Но со временем Петра и Февронию, все же, сделали святыми. Сегодня они воплощают собой гимн любви и верности, о чем втайне мечтает каждый человек! Или неудачные переводы, или неправильное понимание текста, но произведение рождает двусмысленное толкование при прямом прочтении, без научного комментария. А как же может звучать произведение сегодня, если современный читатель прочтет повесть, позабыв, что она написана во времена Домостроя? В основе взаимоотношений Петра и Февронии сразу бросается в глаза не любовь, а СТРАХ и РАСЧЕТ: у князя Петра страх умереть молодым от болезни, а у умной Февронии страх всю жизнь прожить униженной и в нищете в глухой деревне. Несмотря на то, что они прожили долгую жизнь и умерли в один день, но большой любви не просматривается!Быть всю жизнь вместе - это не доказательство любви, а больше доказательство зависимости кого-то или взаимозависимости, когда жизнь разрушится
сразу у двоих. Налицо садомазохистский симбиоз, когда один без другого не может, так как сразу потеряют - или жизнь или статус, или сразу всё.Мы видим перед собой удачно заключенную сделку: князю Петру предлагается во имя спасения жизни жениться на спасительнице. Что и происходит.Сделка заключена, с некоторой жертвенностью для Петра, так как идет на это против своей воли. Если бы в основе лежали более высокие интересы, а не житейские, то нам незачем было бы доказывать любовь Петра и Февронии, как это мы видим в "Капитанской дочке", например, где любовь самоочевидна и осязаема, без корысти. Зачем идеализировать легенду, где вполне практический мотив - поиметь другого человека в своих эгоистичных целях, нет той романтической любви, чем так богата русская литература? Зачем в дальнейшем стремиться любящим по примеру Петра и Февронии умереть в один день (может быть и в реальности бывают такие случаи) ? Какая в этом необходимость? Некрофилией попахивает, ценность жизни уходит на задний план! Нравственным и психическим здоровьем это не назовешь! Если бы у них были дети и внуки(а о них ничего в произведении не говорится), то был бы смысл дальше жить кому-то, но на старость лет ушли в монастырь, а потом изъявили желание вместе умереть! Раз не было ни детей, ни внуков, то почему Петра и Февронию надо считать идеальной семьей и ставить её как пример для подражания?Лишь потому, что они не изменяли друг другу!Да, это подвиг - не изменять.Но для хорошей семьи этого мало!Верили в Бога? Но и одной веры мало!Должна же быть какая-то гармония, если хотят воспитывать на примере: и любовь романтическая, которая постепенно из платонической переходит в физическую, и вера в Бога,когда другой не рассматривается как средство, а как цель, и появление детей и служение им, и гуманное отношение к окружающим,особенно с меньшим статусом, и самоотверженное служение Отечеству, и борьба за жизнь до последнего мгновения...Ничего этого мы не видим. Даже городом они управляли не совсем успешно, из-за Февронии возник бунт, и они на некоторое время уклонились от гражданских обязанностей ради личных интересов."Хотим все праведно тебе служить и самодержцем иметь тебя, но Февронию в княгине видеть не хотим, и чтоб она женами нашими государствовала не желаем,"- признавались возмущенные бояре Петру. Это вполне здоровая реакция бояр, которые увидели чужака в своей среде. Мы также болезненно реагируем на блатных, на тех, кто с помощью различных манипуляций присваивает себе высокий статус или материальные блага. Если бы Феврония не лезла во власть, если бы не поучала князя Петра, оставаясь больше женой, то и возмущений в городе не было. С женитьбой на Февронии Петр заметно сникает психологически, играет уже второстепенную роль. Властная Феврония подчинила своей воле князя,а потом и весь город.Хотя князь Петр рабом не стал, но его зависимость от жены чувствуется во всем в ущерб его мужскому достоинству. По нашим современным понятиям Феврония сделала головокружительную карьеру, как говорится именно из грязи сразу в князи!Она нарушила правильное течение жизни Петра, который мог бы жениться на любимой женщине, которая бы родила ему кучу детей, но вынужден был жить с женщиной из-за страха, что он опять заболеет и умрет. Феврония поступила как настоящая эгоистка - с первого мгновения посмотрела на Петра как на своё средство в достижении жизненных благ, что она от него будет иметь, прежде чем помочь! А ведь нас учит русская литература бескорыстию, альтруизму. Хотя эгоизм Февронии вполне соответствует процветанию фиктивных браков, основанных на расчете и личной выгоде, и на подчинении! Разве это не хороший пример для современных охотниц, которые гоняются за значимыми и богатыми мужиками?Их цель не семью иметь, которая для детей создается, а повышение своего статуса,собственность и привилегии другого человека в первую очередь, прикрываемые семьей!
"Вот к нему слово моё: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его", - сказала Феврония.
Князя не мог возмутить подобный поступок, отнесся к её словам с пренебрежением: "Ну как это можно князю дочь древолаза взять себе в жены". Поэтому, исцелившись, обманул Февронию, не взял её в жены. " И дивился он столь быстрому исцелению.Но не захотел он взять её в жены из-за происхождения её, а послал ей дары." Феврония дары не взяла, так как ей нужна была жар-птица - сам князь со своим положением.
Когда Петр приехал в родной город Муром, то вскоре опять заболел.Сомнение вызывает, что Феврония была верующим человеком, иначе не поступала бы - "ты - мне - я - тебе", помогла бы незнакомому человеку бескорыстно, без всяких условий. Как же с заповедью Христа - возлюбить ближнего своего?! Оставался на Петре один струп, который был не помазан по повелению Февронии (!!!.), как будто знавшая, что Петр её обманет, поэтому и сама пошла на обман. "И начали от того струпа новые язвы расходиться по телу уже в первый день на пути в Муром. И вскоре покрылся Петр многими язвами, как прежде". Как такое могло произойти, если бы Феврония не была колдуньей!? Петр решил согласиться на условия, чтобы не умереть от страшной проказы. Быстро исцелившись, взял в жены Февронию против своей воли. Странно, что исцеление произошло до того, как Феврония стала по-настоящему супругой князя Петра. Значит, могла вылечить и без всяких условий,но женский эгоизм сильнее Бога. Так Феврония стала княгиней всем на удивление и раздражение окружения князя.
Если серьезно прочитать "Повесть о Петре и Февронии Муромских", то возникает двоякое чувство: с одной стороны - достойное уважения литературное произведение, с другой стороны, его главные герои подняты на такую морально-психологическую высоту, чему они своим поведением не полностью соответствуют, что их жизнь во многом выдумана под определенный социальный заказ. И хотя они в дальнейшем прожили неплохую жизнь, но...страх скреплял их отношения больше, нежели та любовь, которую мы пытаемся найти в их образе. Может быть, страх на самом деле великая сила, больше любви...
Коммунисты принуждали верить в одни ложные ценности (коммунизм, неприкосновенность общественной собственности);подсовывали одних ложных героев (Павлик Морозов),редактировали биографии садистов и убийц, поднимая их до уровня ангелов; капиталисты тоже не могут жить без идолов, создают их сегодня или вынимают из истории как пример для подражания, принуждают верить в другие ложные ценности, где чаще всего иллюзии и ложь, прикрытые демагогией и авторитетом власти! Почему бы чиновникам и священникам не подсовывать нам сказки как пример для подражания, а самим быть примером для подражания? Для многих семья перестала быть ценностью,среди священников много холостяков и незамужних, ведут двойную жизнь, чиновники разводятся для отмыва капитала, или наоборот женятся из корыстных соображений, для создания капитала. Петр и Феврония причислены к лику святых непонятно по каким основаниям! О реальных Петре и Февронии ничего не известно, только были когда-то в Муроме подобные личности, которые оставили о себе добрую память. Но как они жили в реальности никто не знает. Вот и решили романтизировать в форме сказки жизнь Петра и Февронии, выдавая это за реальность, и принуждая верить сочиненному как божественному промыслу. Феврония показывает пример женского эгоизма,нацеленная сразу на подчинение себе выгодного мужчины, что входит в противоречие с патриархальным укладом, когда мужчина проявляет инициативу, подчиняет себе женщину.Властность и инициатива Февронии не может не настораживать. Она с первого знакомства сразу ставит князя Петра в зависимое положение,в положение жертвы, зная, что он мягкий и глубоко верующий человек: исцелится, если они станут одной плотью - мужем и женой. Она не даёт Петру право выбора: или умираешь от болезни или излечиваешься, став мне супругом. Неужели у Февронии любовь с первого взгляда к пораженному струпами и язвами незнакомому человеку? Никто из нас этому не верит, потому что противоречит житейскому здравому смыслу. Какой же мотив ею движет? Помочь человеку? Помочь в первую очередь себе выбраться из нищеты с помощью представившейся возможности, когда князь в беде! Петр убил любовника жены своего брата, за что и поплатился проказой...Странно, что сноха изменяла князю Павлу (правившему городом до Петра и Февронии) со змеем-дьяволом не раз и не два, а длительное время - " И долго длился этот обман, пока жена решилась всё мужу поведать". Почему сразу не рассказала князю Павлу об изнасиловании, а только тогда, когда телесные утехи надоели?Князь Петр решил помочь брату в убийстве злодея! А как же подставить правую щеку, как же с любовью к врагам своим? Заповеди Христа не соблюдали, а святыми Петр и Феврония стали, как делаются и сегодня из политических соображений, хотя у некоторых святых за спиной реки крови...Реальные Петр и Февроний не стремились быть святыми, жили обычной жизнью, иногда заботясь о своих горожанах, оставили о себе добрую память. Только вот никакая власть не может существовать без героев и святых. Она их создаёт именно для укрепления своей власти над человеком, для господства над ним, благодаря чему многие имеют высокие статусы и сладкую жизнь.Странно только: чем больше героев и святых, чем больше у народа учителей, тем его нравственная сторона становится всё хуже и хуже.Во времена всеобщего атеизма мы не видили такого уровня преступности,обмана народа,такого лицемерия, такой вражды друг к другу, такого стремления к плотским утехам, как сейчас, когда большинство возомнило себя верующими людьми! Повсюду двойная жизнь - одна для себя, а другая, якобы, для Бога, но опять же для себя грешного, которому хочется вечности в загробной жизни. Неужели мы такие глупые, что без сказок испортимся, не разберемся, что такое хорошо, а что такое плохо? Когда в политике идеалисты - это чревато плохими последствиями, чего мы переживали уже не раз!Без всякого преувеличения "Повесть о Петре и Февронии " - это гениальное произведение. Только бы хотелось, чтобы это гениальное произведение не затмило нам реальную жизнь, что делалось политиками во все времена: то подсовывали труды Ленина для изучения, то труды Сталина, то труды Брежнева...Формировали в каждом из нас одну точку зрения на жизнь с позиции марксизма-ленинизма. Современные политики перестали быть писателями (и это хорошо),но подсовывают священные писания или тексты на религиозные темы - изучайте и становитесь лучше, мало что делая для защиты светских интересов! Появляется другая опасность - политики превращаются в проповедников, вместо того, чтобы заниматься всем своими прямыми обязанностями.Если на международной арене мы активно продвигали идею многополярного мира и добились больших успехов, то почему во внутренней политике мы всё больше и больше скатываемся к однополярному миру, к одной точке зрения - религиозной? Не станем мы лучше,потому что авторитарное государство и авторитарное общество за человека решают, что ему читать и кого любить, каким быть!Пора понимать, что многополярный мир не только где-то, но и внутри нас, в нашем государстве, которое по Конституции является светским, но все больше и больше скатывается к навязываемой однополярной системе!

Почему именно Петр и Феврония?

Эти святые прославляются Церковью не как преподобные, хотя они и приняли в конце своей жизни схиму, не как мученики и исповедники, хотя они и были изгнаны из своего города. Пост и молитва были частью их семейной жизни, а унижениям и опасностям они подвергались за то, что хранили верность друг другу. Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания, именно поэтому их жизнь вот уже более восьми веков служит примером должного отношения супругов к церковному браку и друг к другу.

Действенность молитвы к этим святым, которая творится Церковью уже 450 лет, убеждает нас в подлинности того облика Петра и Февронии, который был воссоздан Ермолаем-Еразмом в его “Повести”. Они воистину стали покровителями христианского брака.

Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Тем самым святые Петр и Феврония включены в величественную картину по-христиански понятой истории мира, они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Этим они исполнили свое призвание христиан. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.

Комментарий Священника

Протоиерей Андрей Ефанов:

«О жизни святых Петра и Февронии достоверно мы знаем чрезвычайно мало. Известно, что жила эта княжеская чета в XIII веке, было у них трое детей, умерли они в один день, приняв на закате жизненного пути монашество. Как единственное в своем роде исключение, похоронены князь и княгиня в одном гробу.

Наверное, именно эти обстоятельства их жизни послужили тому, что святые Петр и Феврония стали покровителями семьи и брака. Действительно, какое красивое завершение жизни, как в сказке: «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Кто из молодоженов не мечтает о таком?

Однако, подобную кончину надо еще заслужить. Вырастить прекрасных детей: сыновей-патриотов, дочь – супругу великого князя. Не предать друг друга в годину испытаний, оставаться всегда вместе, в радости и горе. Твердо хранить веру православную. Только тогда можно надеяться на ту милость, которая была оказана Муромским святым.

В сказании о Петре и Февронии есть много красивого. Вспомнился тот случай, когда ненавистника князя желали разлучить его с супругой. Однако святой князь избрал изгнание, лишь бы не разлучаться с любимой женой. Многие ли сейчас готовы последовать примеру святого?

Сегодня День Семьи и Верности нужен нашему обществу как воздух, как вода. Браки разрушаются с легкостью, как никогда раньше, о супружеской верности не каждый готов и помнить. Но все же, вступая в брак, большинство молодоженов мечтают о счастье, о любви до гробовой доски.

Избирая покровителями брака Муромских святых, брачующиеся закладывают в фундамент своего брака пусть и один, но краеугольный камень. Если в этом доме будет фундаментом твердая вера, супружеская верность, любовь и взаимоуважение, если дети в этом браке будут воспитаны в христианских традициях, то ничто не сможет разрушить такой брак. Любые невзгоды, испытания, бедствия могут лишь немного раскачать такой дом, но от этого каждый камушек еще плотнее приляжет к соседнему, и в результате дом такового брака станет лишь прочнее.

Троицкий женский монастырь в Муроме мало чем отличается от прочих обителей такого рода. Но когда подходишь к мощам дивных Муромских святых, все это напрочь забывается. Здесь молящийся остается наедине с Вечностью. Но наедине - не значит в одиночестве.

Телесюжет о праздновании дня Семьи, Любви и Верности в Самаре

Когда жили святые Петр и Феврония Муромские? Почему они так почитаемы на Руси и почему считаются заступниками семейных пар? Житие святых Петра и Февронии: рассказываем самое главное.

Когда жили святые Петр и Феврония Муромские

Святые Петр и Феврония жили в XII–XIII веках. Россия на тот момент была не единой Империей, а раздроблена на множество княжеств. Каждое княжество жило своими интересами, традициями, уставом.

Страной всё это можно было назвать условно, поскольку князья между собой часто воевали. По сути, княжества объединяло только то, что все они были славянские, и все - под крылом Русской Православной Церкви. (Иногда дополнительное единение между княжествами могло создать то, что ими правили близкие родственники (братья, отцы и дети), но чаще не создавало, и брат часто восставал на брата).

Тогда же было распространено такое явление, как местночтимые святые. Это подвижники, которых хорошо знали и почитали в отдельном княжестве, но о которых ничего не было известно соседям. Петр и Феврония были именно такими для Муромской земли. Канонизированы Церковью они были только в XVI веке - когда Россия к тому времени уже окончательно стала полноценным единым сильным царством: с единым законом, единым правителем и едиными святцами.

Святые Петр и Феврония: что о них известно?

Почти ничего - и именно из-за раздробленности страны. Муромское княжество относилось к провинции - летописей в ней, в отличие от Новгорода или Киева, почти не велось или не сохранилось. Муромские жители хорошо знали, что у них происходит, и память о важных событиях передавали из уст-в уста и из поколения в поколение, но за пределы земель не уходило ничего.

Однако то, что Петр и Феврония были канонизированы, говорит о том, что у Церкви было достаточно свидетельств об их духовном подвиге - пускай до нашего времени и дошли только редкие предания. (А по сути, только одно «Сказание о Петре и Февронии Муромском», которое тоже до конца не доказано, кто именно написал).

Житие Петра и Февронии кратко

В общем, все, что известно о жизни Петра и Февронии Муромских, можно уместить в несколько тезисов:

  • Святой Петр был из княжеского рода. (Исследователи до сих пор не знают точно, о каком именно муромском князе идет речь, потому что Петр - это имя, которое святой получил при монашеском постриге, незадолго до смерти. Но как его звали «в миру»?)
  • Однажды Петр сильно (возможно, смертельно) заболел. Доктора «разводили руками». Его сумела вылечить простая верующая девушка из деревни, но под обещание: что он, князь, возьмет ее в жены.
  • Петр женился на ней только «со второго раза». Сначала он отказался от данного обещания и пробовал просто одарить Февронию, но вскоре опять заболел той же болезнью и обвенчались они только после этого.
  • Петр и Феврония жили в мире и уважении друг другу, жили по Заповедям, и править Муромом старались по законам Любви и правды.
  • При этом, всех бояр, - а особенно их жен, - смущало, что княгиня Феврония имеет простое происхождение. Как ей можно подчиняться?
  • Недовольство было таким сильным, что в какой-то момент Петру и Февронии пришлось отправиться в изгнание, пройдя через множество лишений. Однако вскоре их попросили вернуться, потому что Муром без них погряз в распрях.
  • Незадолго до смерти Петр и Феврония ушли в монастырь.
  • Умерли они в один день.
  • Несмотря на то, что похоронили супругов раздельно, следующей же ночью тела супругов оказались одном гробу - который изготовили для себя незадолго до смерти.

Любовь Петра и Февронии

Таков их жизненный путь. Если в общих чертах - то эти факты ничего не говорят о святости, потому что кроме нетленных мощей каких-либо иных свидетельств чудесного действия Благодати на них не сохранилось. Неизвестно, чтобы они кого-то исцеляли; упоминаний о каких-то внешних сверхъестественных событий, не считая их совместного упокоения в одном гробу, тоже не сохранилось.

Однако канонизация святых в Церкви - это не только дань подвижнику и его чудесам, но великое собрание вдохновляющих примеров, как в каких различных жизненных, социальных и исторических обстоятельствах можно прийти к святости.

Святые Петр и Феврония - пример того, как можно стяжать Благодать Духа Святого через супружество, а также свидетельство, что святость возможна не только среди бедных и убогих, монахов или странников, но даже у правителей. Пути Господни неисповедимы и жизнь во Христе возможна всюду, а не только в монастыре или пустыне, поскольку святость выстраивается не внешними обстоятельствами, но внутренним устроением человека.

Итак, на что может вдохновить житие святых Петра и Февронии Муромских?

Очень на многое!

«Уроки» святых Петра и Февронии Муромских

Ответственность мужчины за данное слово

Кто-то говорит, что все это не очень похоже на православное житие: Феврония взяла Петра замуж «насильно и с условиями» - через его болезнь.

Однако эта история не про «ультиматум», а про «мужское слово» и ответственность мужчины перед девушкой - до какой-бы степени не дошли их отношения.

Обещал жениться - женись, иначе не обещай.

Ухаживаешь за девушкой - не обманывай ее своими ухаживаниями, не выдавай легкомыслие за любовь.

И вообще, за каждый поступок в отношениях неси, как мужчина, ответственность, и пусть для тебя этот принцип станет не клетью, но стержнем и фундаментом для обретения крепкой, - настоящей, - любви.

Потому что мужчину от мальчика отличает именно ответственность, а там, где есть мужчина - там всегда будет любовь женщины к нему.

«Болезнь во благо»

История про болезнь Петра дает еще одно напутствие. За всяким событием в нашей жизни лежит Промысел Божий о нас - даже, если это тяжелая болезнь или иная скорбь.

Ведь, если посудить: не заболей Петр, встретил бы он крестьянку Февронию? Скорее всего, нет. А если бы и познакомился, то возможен бы стал их брак, если он даже в условиях «исцеления» случился не сразу? Понятно, что невозможен.

И не обрети Петр Февронию, сумел бы он пройти свой путь к святости? Вряд ли…

Какой это хороший урок для нас: не отчаиваться и с миром воспринимать трудности и скорби! Потому что в них - если посмотреть, - вся забота Господа о вечной жизни для нас.

Пускай, человеческим умом это бывает нелегко понять и тяжело поверить…

Святость доверия между супругами. Чудо святой Февронии с крошками

Предание говорит, что бояре всегда подозревали Февронию в колдовстве. Во-первых, она смогла излечить Петра, когда никто не мог. Во-вторых, они не понимали многих ее привычек. Например, бояре обратили внимание Петра, что его супруга собирает в ладонь крошки со стола. Феврония просто с трепетом относилась ко всякой еде, как к дару Божиему, но люди вокруг додумали невесть что…

Однажды Петр внял подозрению бояр и попросил Февронию разжать ладонь. Княгиня послушалась, но в руке у нее вместо крошек оказался благодатный фимиам. После этого Петр никогда не «проверял» свою супругу и не слушал никаких разговоров про нее.

Этот урок глубже, чем просто история про подозрения. Он - про всецелое доверие, которое Благодатию Духа Святого устанавливается между супругами. Доверие, которое строится не только на уважении друг к другу, но и на доверии Промыслу Божиему, который может выражаться не только в верных решениях супруга (или супруги), но и в их ошибках.

Ведь, если смотреть в суть вещей, то супружество - это и есть служение Богу через человека рядом. И любовь в христианской семье - это не только направление чувств от одного человека другому (от жены к мужу и наоборот), но Любовь сама по себе, которая со Христом устанавливается в сердце, и которая благодатит всё вокруг.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», - говорил преподобный . Тысячи вокруг, но в первую очередь - твоя «вторая половина»!

Христос освятил супружество, посетив брак в Кане Галилейской, установив на века, что супружество Бога ради - есть такой же полноценный путь к стяжанию Благодати и святости, как и девство (которое позже в христианстве обрело форму монашества).

Икона брак в Кане Галилейской

Именно поэтому любой брак свят и любой развод - «трагедия на небе». И именно поэтому Петр в какой-то момент отказался разводиться со своей супругой-крестьянкой, хотя его об этом умоляли бояре.

Преданность. Изгнание Петра и Февронии

После того, как взбунтовавшиеся бояре изгнали Петра и Февронию из города, супруги какое-то время жили почти что в чистом поле в палатках. Период, который показывает, что супружество - это не только слова и чувства, но и дело. В данном случае - со стороны жены, которая ради мужа пошла с ним из дворца в шалаш. И не просто сопровождала его, но поддерживала в часы, когда тот унывал.

Женская поддержка хранит брак и укрепляет мужчину. Кто знает, как бы сложилось все, если бы в изгнании на месте Февронии оказалась строптивая супруга. Сохранил бы свое здоровье и жизнь Петр к моменту, когда бояре пришли к нему на поклон и не попросили их вернуться?

Святая Феврония и лодочник

Однажды лодочник, который перевозил Февронию, подумал о ней с вожделением. Святая поняла это и попросила мужчину черпнуть воды сначала с одного бока лодки, потом с другого и попробовать воду оттуда и оттуда. Вода была одинакова по вкусу. «Так и суть женская везде одинакова», - объяснила Феврония лодочнику.

Сколько бы браков было сохранено, если бы мужья не смотрели на других женщин.

Причем, именно не начинали даже просто смотреть и оценивать, потому любое действие и любой грех начинается с мысли, которая постепенно укрепляется в человеке и пускает в нем корни.

Петр и Феврония умерли в один день

Это, даже, не урок, а красивая история. Петр несколько раз посылал Февронии гонца с сообщением: «я умираю» и каждый раз она отвечала: «Подожди, не умирай, мне нужно дошить покрывало для храма». И только на третий раз она отложила свое шитье, оставив его не законченным - чтобы перейти из мира земного в мир вечный вместе со своим супругом…

Не нужно смерть в один принимать за чудо или какое-то мистическое событие - очень часто супруги, прожившие вместе целую жизнь, умирают затем один за другим, потому что жизнь другого в браке - это еще и твоя жизнь и с жизнью другого и часть тебя уходит.

Единовременная смерть Петра и Февронии это, скорее, символ их супружеского служения, которое нашло выражение еще и вот таким, красивым запоминающимся способом.

Поначалу их захоронили отдельно, но после с удивлением обнаружили их в одном гробе - который они незадолго до смерти для себя заказали. И вот это уже чудо - печать Господа на их жизни, добавившая в сонм русских святых еще и эту замечательную супружескую пару: святых благоверных Петра и Февронию Муромских!

Святые Петр и Феврония: дни памяти

Русская Православная Церковь установила два дня их памяти:

  • 8 июля - это день Петра и Февронии. В государстве он отмечается, как день Семьи.
  • и 19 сентября - день возвращения в 1992 году святых мощей Церкви, после того, как они 70 лет пробыли в советском музее.

Где хранятся мощи Петра и Февронии

С 1992 мощи святых Петра и Февронии Муромских хранятся в соборном храме муромского Свято-Троицкого монастыря.

Икона Петра и Февронии

Святые благоверные Петр и Феврония, молите Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Почему именно они стали почитаться как покровители супружества? Этот «вопрос с подвохом» задают не только атеисты - верующие тоже временами удивляются: «Они же, возможно, даже бездетны!». А уж неверующие резвятся, бывает, кто во что горазд. Один известный политик и журналист не так давно сыронизировал, назвав Февронию шантажисткой, а Петра - безвольным. Разумеется, со злорадным выводом: странный, мол, образец для подражания для современных семей.

Но reductio ad absurdum - метод аргументации неплохой, наглядный. И автор, обвиняющий святую Февронию в шантаже, невольно оттенил для меня причины, по которым святые Петр и Феврония действительно могут быть образцом, и именно в наши дни.

На самом деле для нас крайне важно то, что святые вступают в брак еще совсем не будучи святыми. Петр - как ни крути - солгал Февронии. Феврония «своего не упустила». Есть благочестивая трактовка ее поведения: будущая княгиня, мол, духовным оком провидела, что князь без ее влияния погибнет, и вот потому-то начала ставить условия, а не излечила князя просто так…

Но, как это ни странно, для современных молодых супругов куда полезнее принять мысль, что благоверные князь и княгиня действительно во времена своей юности были людьми не без недостатков. Но они эти недостатки друг другу простили, покрыли любовью - и любовь их расцвела до готовности отречься от славы и почестей ради любимой.

Мы ведь сейчас просто насквозь промаринованы идеями о безупречности, идеальности всего того, что мы можем «впустить» в свою жизнь. Современная свобода в выборе спутника жизни играет с людьми злую шутку. Кажется: раз уж ты больше не связан авторитетом родителей и сословными барьерами (а кто-то не связан и моральными табу) - так уж можно выбрать себе супруга, как пиджак — «впору». Перемерять полмагазина и найти самый-самый, чтоб вообще без недостатков.

Где-то на уровне слов человек вроде бы понимает, что «недостатки есть у всех», но в глубине души надеется, что ему-то уж точно повезет, он же умнее других! И вот проходит полгода (год, пять лет…), и молодой супруг, супруга восклицает: «Да, недостатки есть у всех, но чтоб ТАКИЕ!». И попробуй кто из рядом стоящих возразить, что «ничего особенного, ничего смертельного, ты тоже не слишком ангел»!

Часто только очень горький опыт убеждает человека в том, что недостатки - и весьма серьезные - есть действительно у всех. И от них не умирают, а даже живут долго и счастливо, если вовремя поняли, как с чужим недостатком обходиться.

Как традиционно многие супруги поступают с недостатками друг друга? Бегут оглашать их вслух мамы, подруги/друга, а то и статусу вКонтакте доверяют - зачем мелочиться… А сами все глубже в эти слабости и недостатки всматриваются, анализируют, мысленно взвешивают и структурируют… Пока сами себя не убедят, что всё - «пора разводиться»…

Супруги - как два воина с не залатанными на спине кольчугами в бою против искушений мира сего. Могут стать в обороне спина к спине - и выстоят. А могут начать вертеться, разглядывая спину друг друга с надменным хохотом: «Ну ты даешь! Как в таком виде воевать собрался, олух?!». Вряд ли только долго просмеются.

Супружеская верность, среди прочего, выражается в том, чтобы стремиться прикрывать немощи второй половины не только от посторонних глаз, но и от собственной раздражительности. Речь не о каких-то тяжких грехах, разрушающих брак в принципе, а именно о немощах. Лень, безалаберность или излишний педантизм, вспыльчивость или эмоциональная сухость - с ними вполне можно ужиться, пока не начнешь выращивать из мухи слона. Ну, вот пришел муж уставший, не в духе. Как же трудно жене вынести это спокойно! Не начать «раскручивать» вспыльчивость супруга упреками и расспросами, а подождать, пока само пройдет.

Как сложно от наших собственных придирок и упреков защитить родного человека… Как легко впасть в раздражительность и скрупулезное изучение чужих недостатков через осколок от зеркала тролля, который, как вы помните, «был сам дьявол».

Князь Петр и княгиня Феврония в браке очень быстро научились «стоять спина к спине», прикрывая слабости друг друга от мира и собственных немощей. И показали нам, что путь этот плодотворен, что слабости - это не навсегда. А навсегда - только любовь. Надо лишь сохранить ее…