Ремонт Стены Уход

Почему у православных нет исповедальных кабинок? Московский патриархат воронежская митрополия россошанская епархия.

Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, как и что делают священнослужители на службе.

Варианты поведения в храме:
1. Простое преклонение головы;
2. Длительное преклонение головы;
3. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола;
4. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли, потом встаем;
5. Стояние на коленях;
6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона.

1. Простое преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
а. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием...; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
б. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
в. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
г. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.

2. Длительное преклонение головы
а. При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
б. Во время литургии, мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
в. Во время чтения Святого Евангелия.

3. Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
а. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
б. На слова церковных песнопений: припадите, поклонимся.
в. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
г. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
д. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
е. После пения Честнейшую Херувим.
ж. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем (правда сейчас это правило не всегда исполняется).
з. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
и. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
к. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
л. В начале пения молитвы Отче наш.
м. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.

4. Земные поклоны
Земные поклоны отменяются:
а. От Пасхи до праздника Святой Троицы;
б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);
в. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;
г. До вечера для человека, который причастился.
д. В полиелейные и славословные дни (смотри расписание служб).
е. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день три земных поклона:
a) в то время, когда священнослужители делают земной поклон, а именно при возгласе священника: Святая святым;
b) тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите;
c) когда Чашу последний раз являют верующим, это происходит после Причастия. Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, через некоторое время священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков!
В другие моменты делать земные поклоны не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).

5. Стояние на коленях
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях, молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
а. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров).
б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
в. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
а. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается в самом начале утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
б. При начале пения Символа веры;
в. В начале чтения Апостола;
г. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
д. При произнесении священником слов: Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).

– Откуда у православных именно такая форма принятия исповеди?

– Внешняя форма совершения таинства исповеди складывалась на протяжении многих веков. И за тем, что сегодня привычно и обыденно для церковного человека в храме, стоят не только столетия, но и многие споры, страдания, гонения и кровь мучеников. В первые века христианства существовало несколько степеней покаяния. Исповедь в этот период носила публичный характер.

Сегодня в храме публичное покаяние можно увидеть только в случае принятия Церковью в свое лоно раскольников или сектантов. Ради этого совершается особый богослужебный Чин, который возглавляет епископ. Остальные же случаи исповедания грехов носят конфиденциальный характер. В каждом храме отведено особое место, где верующий в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием исповедует свои грехи Богу. Священник, после завершения исповеди, совершает над склоненной головой кающегося особую, разрешительную молитву. В этой молитве священник просит Господа простить все прегрешения кающегося.

При этом элемент публичности остается и сегодня, ведь желая приступить к таинству исповеди, мы должны выйти из среды находящихся в храме и стать пред всеми в новом качестве – кающегося человека. Особо хочу подчеркнуть, что тайна исповеди всегда остается неприкосновенной.

Священник не имеет права, даже под принуждением, кому-либо открывать услышанное на исповеди. Не должно и кающемуся после исповеди делиться ни с кем предметом своего покаяния.

– Есть люди, которые очень переживают, что их исповедь могут услышать другие люди в храме, особенно если он небольшой, а народу много. Ведь часто человек в раскаянии хуже контролирует свои эмоции, начинает говорить громче. Почему у православных нет исповедальных кабинок?

– Это практика Римо-Католической Церкви. Степень конфиденциальности исповеди католики пытаются еще более усугубить, поэтому священники уединяются с кающимися в особые кабины – исповедальни или конфессионалы. Очевидно, эта традиция имела свои негативные стороны. И, чтобы предотвратить злоупотребления в практике исповеди, Кодекс канонического права от 1918 года предписывает католическим священникам выслушивать исповеди женщин только в исповедальнях, снабженных решетчатыми перегородками и помещающихся в удаленной части церкви.

Джузеппе Мольтени (1800-1867), «Исповедь», 1838

– А что делать, если случайно услышал чужие грехи?

– Чтобы этого избежать, я в своей пастырской практике настаиваю, чтобы во время совершения исповеди ожидающие своей очереди стояли на определенном расстоянии от исповедального аналоя. Если же человеку пришлось услышать чужой грех и это смутило его совесть – необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

– Нередко бывает, когда исповедь одновременно принимают несколько священников, к одному выстраивается большая очередь, а другой может ожидать исповедующихся. Во многом такая ситуация определяется особенностями принятия исповеди конкретным священником. Так как же до лжно себя вести священнику во время этого Таинства – молчать и читать разрешительную молитву, или беседовать?

– Многие воспринимают священника в качестве этакого христианского психолога, который должен во время исповеди так провести собеседование, чтобы разрешить все внутренние конфликты кающегося. Не отрицая допустимости и такой постановки вопроса, замечу, что священник во время совершения таинства исповеди не простой собеседник, а прежде всего – свидетель таинственной беседы кающегося с Богом.

Поэтому задача кающегося во время исповеди – не забывать, Кому он приносит свое покаяние, и с Кем он, прежде всего, нуждается в общении. А задача священника – не мешать этому общению и, при необходимости, направлять его в нужное русло.

В свое время, когда я был еще студентом духовной семинарии, один опытный преподаватель-священник дал мне весьма полезный совет. Я спросил его, как на исповеди разрешить недоуменные вопросы духовного плана, если приходится исповедоваться у незнакомого священника, а мой духовник далеко. Преподаватель ответил: «А ты отдели одно от другого. Кайся перед Богом. И пусть тебя разрешает от грехов даже незнакомый священник. А о личной жизни советуйся с духовником, который знает тебя. И используй для этого все возможные средства: пиши письма, навещай его во время каникул, да и просто проси, чтобы Господь молитвами твоего батюшки вразумил тебя».

– Люди очень смущаются часто – что священник молчит. Боятся, что это их такая тяжкая греховная жизнь вызывает у него отвращение. А иногда кажется, что он принимает исповедь формально. При этом понятно, что если со всеми общаться, то исповедь затянется немилосердно.

– Исповедь часто действительно затягивается из-за желания отдельных людей действовать по анекдотическому принципу: «А поговорить!?» Как-то одна прихожанка храма, в котором я служу, всерьез упрекнула меня, что я на последней исповеди долго разговаривал с такой-то, а ей совсем мало внимания уделил.

«Голубушка, – отвечаю я, – что же ты обижаешься? У других иногда такие глубокие опухоли бывают, что приходится все кишки выворачивать. А у тебя что? Прыщик выдавил и будь здорова!»

Приходилось слышать от митрополита Волоколамского Илариона, что в бытность его еще священником прихожане любили исповедоваться именно у него. Секрет был прост – батюшка не задавал лишних вопросов. Владыка объяснял, что молитва священника во время перечисления кающимся своих согрешений делает больше, чем задушевная беседа. И не надо бояться, что названный на исповеди грех вызовет у священника отвращение к вам. Священник всегда помнит, что адресатом нашего покаяния является один Бог.

А с другой стороны, если мы желаем, чтобы священник вознес за нас Господу молитву об исцелении от того или иного греха, то есть ли смысл отрывать его от этой молитвы?! Если же есть необходимость в индивидуальном общении со священником, то, может, не всегда именно исповедь – подходящее для этого время. Наверное, есть смысл договориться о личной беседе вне богослужения.

– Надо ли становиться во время исповеди на колени? Нередко люди, превозмогая немощи, опускаются на пол, с трудом стоят, терпя боль, а потом не могут самостоятельно подняться.

– Мне приходилось встречать такую практику в храмах и монастырях, где служат пожилые и немощные священники. Они вынуждены присесть во время выслушивания исповеди на скамеечку рядом с исповедальным аналоем. А кающиеся, для удобства, становятся на колени. Но не только эта причина родила такую традицию.

Католическая практика становиться на колени в исповедальных кабинках, где для этого есть специальная низкая скамеечка, была позаимствована православными из приграничных областей Западной Украины и Белоруссии. А оттуда разнеслась по многим православным храмам. Более традиционный для нашей Церкви способ выражения смирения и благоговения – земной поклон перед исповеданием своих грехов.

25.10.2009, 11:37

***********.taday.ru/vopros/20162/185713.htmlВопросМожно ли вставать на колени в храме, когда служба окончена? Я очень смущаюсь, но душа просит такого обращения к Господу. пенсионерка
Брянск
ОтветУважаемая посетительница нашего сайта, церковный устав предполагает определенный порядок совершения земных и поясных поклонов во время богослужения, а также определяет периоды церковного года, когда от таких поклонов следует воздерживаться. Если говорить о ближайшем времени, то земные поклоны в Церкви прекратились в день Великого Четверга (исключением является поклоны у святой Плащаницы) и возобновятся только в день праздника Пятидесятницы, когда впервые на вечерне будут читаться коленопреклоненные молитвы.
Вообще же по Уставу земных поклонов мы не совершаем в воскресные дни и дни двунадесятых праздников.
В периоды, когда церковный Устав не отменяет коленопреклонения, Вы можете опуститься на колени перед святыней и вне времени богослужения.

25.10.2009, 11:39

"На второй вопрос, можно ли вообще становится на колени, можно ответить: здесь определяющими факторами могут быть местные обычаи и индивидуальное благочестие, хотя следует помнить те запреты, о которых я указал. Высшим правилом всегда должно быть милосердие, а не уставничество и канонический фундаментализм. Допустимо ли коленопреклонение на Литургии вообще? Конечно, многие русские, как католики, так и православные, становятся на колени во время "Отче наш" и даже во время чтения Евангелия. Некоторые из них делают это и по воскресеньям, хотя это неправильно, как я уже показал. Многие верующие хотят совершать великие поклоны перед иконами их святых покровителей. Такая практика не может регулироваться предписаниями, но зависит от душевного настроя. Правило хорошего тона: не устраивать спектакля и не досаждать другим своими назойливыми действиями."
***********.kiev-orthodox.org/site/worship/1434/

25.10.2009, 11:43

"Запрещение коленопреклонений и поста в воскресные дни является общим в христианской литературе, начиная с III века. Это запрещение распространялось на все семь недель Пятидесятницы(50 дней от Пасхи до Нед. Пятидесятницы). Это было нужно для того, чтобы выразить пасхальную радость: коленопреклонение и пост ассоциируются с покаянием и скорбью, а не с радостью; а стояние является положением, символизирующим Воскресение, воспоминаемое в воскресные дни и на протяжении всех пятидесяти дней Пятидесятницы. По-греч. воскресение anastasis имеет тот же самый корень, что и секулярный греческий глагол, который обозначает вставать или стоять.Эта ранняя христианская традиция, в конце концов, была систематизирована на I Вселенском (I Никейском) соборе, канон 20-й которого говорит: "Поскольку есть некоторые, преклоняющие свои колена в день Господень и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все соблюдалось одинаково, угодно святому Собору определить, чтобы они стоя приносили свои молитвы Богу"

25.10.2009, 11:48

Когда я спросил у одного батюшки - почему в Воскресенье люди стоят на коленях, он сказал - не подойдешь же к каждому и не скажешь, что нельзя. В одном храме в центре священникв грубой форме сказал одной женщине на коленях, что нельзя в воскресенье стоять на коленях. В другом храме священниксказал прихожанам, чтобы они смотрели что делает священники и делали также - крестится - креститься, встает на колени - вставать на колени. В хотьковском монастыре на службе в воскресенье все повалились на колени -одна монахиня сказала - такой душевный настрой, что поделаешь.

Пауза НаПаи

25.10.2009, 12:54

Если я знаю (и даже иногда вижу),что священнослужители в алтаре во время молитвы и пресуществления вина и хлеба в тело и кровь Христовы (т.е. ближе к концу пения хором "Тебе поем,Тебе благословим,Тебе благодарим...") встают на колени в любой день недели - как же я-то не встану?Особенно при воспоминании о собственном недостоинстве вообще находиться здесь?И это вовсе не слова,а призыв души.

25.10.2009, 13:20

Я, конечно, сейчас напишу чистейшую отсебятину, но тут надо, наверное, различать совершение земного поклона и стояние на коленях.Я имею ввиду, что не надона Пасху(во все дни до Троицы) стоять длительное время на коленях. Например, самый простой пример,вынесли Дары - перекреститься, совершить земной поклон и встать, а не стоять до самого причащения, как мы это делаем в другое время. Меня, по крайней мере, уже давно бабки так научили делать (а лично у меня пока к бабкам никаких претензий никогда не было!:-)). По-другому совместить правила лично у меня не получается!
Есть же просто и такие случаи, что люди приходят на Пасху, на колени плюхаются и явно намереваются стоять так всю службу. А не преклонить колена, как написал Алексей Виноградов, тоже как-то не складывается....

25.10.2009, 16:29

1. "Земные поклоны, совершаемые касаясь головой земли и сразу поднимаясь, имеют глубокое символическое значение. Они символизируют нашу веру, что через грех мы пали на землю, а через искупление Христово вновь призваны на небо.В соответствии с этим Церковь устанавливает дни, когда земные поклоны прямо запрещаются, ибо противоречили бы смыслу празднуемого события. Такими днями являются прежде всего все воскресные дни, все дни Пятидесятницы и вообще все полиелейные дни, то есть дни, перед которыми совершаются торжественные всенощные бдения с полиелеем.
Особенно твёрдо устанавливается это правило для дней Пятидесятницыи всех воскресных, что соответствует, невидимому, древнейшему церковному преданию."

25.10.2009, 16:29

2. "Об этом свидетельствует тот факт, что запрещение поклонов в эти дни уже первым Вселенским Собором в 20-м правиле распространяется на всю Церковь. "Поелику, - говорится в этом правиле, - есть некоторые, которые преклоняют колена в день Господень и в дни Пятидесятницы, то дабы во всякой области всё было одинаково, Святой Собор постановляет, что в те дни должно стоя приносить молитвы Богу". Какое значение придаёт этому Церковь, видно из того, что постановление это повторяется ещё в ряде правил, причем VI Вселенский Собор в 90 правиле разъясняет, что воздерживаться от земных поклонов в знак почитания воскресения Христова следует, начиная с вечернего входа в субботу до вечернего входа в воскресение. Это разъяснение распространяется и на другие перечисленные выше дни."

25.10.2009, 16:30

"Стояние без земных поклонов, по изъяснению св. Василия Великого, есть символ будущего века, когда сыны Церкви окончательно, с помощию Божией победившие грех, уподобятся ангелам, про которых Церковь поёт, что они на зло пребывают недвижимы, т.е. не поддаются никаким соблазнам, будут вечно пребывать в праведном блаженном состоянии, будут неподвижно стоять в истине. Стояние без земных поклонов есть знамение полной победы Христовой над диаволом, той победы, которая особенно ярко показана в воскресении Господнем, а ещё полнее будет показана после всеобщего воскресения. В день воскресения Церковь празднует эту победу и призывает нас не только прославлять её словесной молитвой, но и исповедовать её самым образом стояния в храме. Поэтому класть земные поклоны в эти дни так же противоречит всему духу праздника, как если бы кто на свадьбе присутствовал в трауре."

25.10.2009, 16:32

"св. Симеон Солунский: "Нет, - говорит он, - ничего нет маловажного в Церкви Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и ничего в ней не допускается без значения; ибо она есть Церковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание Богом Словом, и делать самого себя законоположником для уничтожения их? Разве ты не знаешь, что порядок соблюдается во всём по тому, как написано? Что Бог, как говорит Богоглаголивый, несть нестроения Бог, но мира и порядка? Что в Церкви соблюдается тот порядок, который установлен на небе?… Старайся не только сохранить, что принял, но и умножить принятое святыми приложениями и украсить это, как делали отцы наши. Подвизайся за святые уставы, чтобы, любя благолепие дома Господня и соблюдая святый чин, получить от Бога многоразличную мзду"."

25.10.2009, 16:32

Отсюда:

25.10.2009, 16:41

«От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение» (90-е правило VI Вселенского собора).
***********.pravoslavie.ru/answers/6509.htm

25.10.2009, 16:42

«Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояше произносят молитвы Богу» (20-е правило I-го Вселенского собора).

25.10.2009, 16:42

"Эти постановления дополняет 10-е правило святителя Никифора исповедника, патриарха Цареградского: «По воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонить колена, прикладываясь к св. иконам» (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. II, с. 579). Как видим, святые отцы различают преклонение колен (молитва на коленах) и поклон как символическое действие без молитвы (перед святыми Дарами, престолом, иконами, святыми мощами). Приведенное выше правило святителя Никифора имеет ввиду поклоны разовые (без молитвы), а постановления I и VI Вселенских соборов говорят о молении на коленях. Следовательно, правила не отменяют поклоны во все праздники (включая двунадесятые), кроме воскресных дней и дней святой Пятидесятницы."

25.10.2009, 16:43

"В некоторых монастырях Российской империи для единообразия поведения братии в храме вводились свои уставы о поклонах («аще изволит настоятель»). Один из таких опытов обобщен в работе святителя Игнатия (Брянчанинова) «Правила наружного поведения для новоначальных иноков» (Полное собрание творений, М., 2003, т.V, с.14 – 15). Внимательно относясь к этому труду, нужно помнить, что он никогда не претендовал на то, чтобы быть каноническим документом. Опыт этот мог иметь отличия от практики других известных российских обителей."

25.10.2009, 16:45

Вобщем,как я понял,Патриарх Цареградский сказал, что в воскресенья и тд.можно только преклонить колени без молитвы, но не стоять на коленях.

25.10.2009, 18:59

Ну, и контрольный вопрос: на "Достойно и праведно есть", получается, становимся и стоим на коленях до Богородицы, а на Пасху, в полиелейные праздники и в воскресения только стали и встали? Так,что ли?

25.10.2009, 19:06

Мне лично кажется: хочешь - вставай, хочешь - нет. Или есть какая-то принципиальная разница? Ведь это же не грех - на колени перед Господом вставать?...

25.10.2009, 19:20

Ирин, просто наступает момент, когда уже хочется разобраться, как правильно.......И, если, у кого-то этот момент не наступил, значит потом наступит. Ничего страшного....

25.10.2009, 20:19

«Сколь предосудительно беспорядочное совершение поклонов и крестного знамения, видно из Типикона или Церковного Устава (см. "О поклонех и молитве церковное законоположение"). Там подробно объясняется, как надо совершать поклоны, при чтении молитвы св. Ефрема Сирина и обличаются при этом те, которые "не покоряющеся Святых Отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим безчинием аки чин исполняет преданых от Отец поклонов: ниже молитвою умною и душевною к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя свои поклоны, тако и молитву Святаго Ефрема, аки изумленный спешит проговорити."

25.10.2009, 20:20

Подолжение "Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых безчетных поклонов, и от безумного моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго, ниже хотят научитися: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти.»
***********.azbyka.ru/dictionary/15/grabbe_kak_podobaet_stoyan_v_hrame-all.shtml

25.10.2009, 20:20

Продолжение"Обычно в нашем интеллигентном обществе принято считать второстепенным, когда и как класть поклоны; считается, что каждый должен класть их тогда и так, как ему это по душе. Таким образом, нарушается единство молитвы, она делается уже не общей, а индивидуальной, хотя молящиеся и стоят в одном помещении."

25.10.2009, 20:23

Как я понял, речь идет о том, что крестные знамения и поклоны во время богослужения нужно совершать одновременно всем, единодушно, и ориентироваться на священника. А персональныекакие-то вещи-перед богослужением. Все же, может быть кто-то из священников этот вопрос прояснит, все это очень сложно...

25.10.2009, 23:16

На священника и диакона не всегда можно ориентироваться - у них свои молитвы и действия есть. Например, я обратила внимание, что когда диакон кадит у иконостаса в конце ектении, он кадит и кланяется Богородичной иконе, потом проходит против Царских врат и кадит и кланяется Христу, тут, под текст и прихожане крестятся и кланяются, а вот взяли люди моду (и я в том числе), кланяться, когда диакон Богородице кланяется. я потом спросила и получила в ответ, что буду я кланяться, когда с кадилом сама пойду. Поскольку пока и не планирую (fr)(fr)(fr),перестала.

25.10.2009, 23:23

А, кстати, вот ещё для преклонения коленей у наших предков были подручники. Сейчас они у староверов остались. Лапки и мордочка остаются чистыми:-$
У нас владыка одно время пытался переманить староверов из поморцев в единоверческий приход, есссно, силами нормальных православных, так я себе в ту пору такой красивенький подручничек и сшила и на Андрея Критского с ним хожу. Даже если в угол не забиваться, всё равно в темноте никто не видит, а кто и увидит, сообразит, в чём дело. Очень рекомендую!!!(Y)

25.10.2009, 23:36

Согласен. Для себя решил так. Изучу, что пишет Церковь когда можно и когда нельзя, например отсюда:
***********.azbyka.ru/dictionary/15/grabbe_kak_podobaet_stoyan_v_hrame-all.shtml
и буду в точности все исполнять.

25.10.2009, 23:38

Я обратил внимание, как красиво молятся монахи. С закрытыми глазами стоят, полная сосредоточенность. Крестятся только когда надо, поклоны тоже только когда надо, а не когдабаба Маша из первого ряда.

Кунжутик

26.10.2009, 01:09

А как правильно вести себя, если знаешь, что вот в этот момент не положено на колени вставать, а народ в храме считает иначе?:-DЯ сначала упорно стояла, а потом решила, что соборность наверное важнее "правильности", и теперь действую по принципу "как все"... может, тоже неправильно... но наверное менее неправильно, чем "как Бог на душу положит"...

26.10.2009, 01:17

а не когдабаба Маша из первого ряда.

Вот по этому принципу многие и действуют....Думают, что баба Маша с первого ряда уж точно знает....:-)

Кунжутик

26.10.2009, 01:45

Юля, не потому что баба Маша знает, а чтобы всем вместе... ну чтобы "едиными усты и единым сердцем" и во внешнем как-то проявляло себя...

26.10.2009, 03:23

Катя, я поняла вашу мысль. Это я не вас имела ввиду, а, скорее всего себя и многих начинающих. Я тоже раньше думала, что раз делают так, значит знают как правильно и повторяла.

26.10.2009, 03:38

А потом думала, что за священником надо повторять.:-DА сейчас поняла, что профан я в этом деле и надо серьёзно заняться изучением литургики....

Человек - существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

Молитва тела - это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

  • молитвенная поза
  • коленопреклонение
  • воздевание рук
  • поклоны
  • крестное знамение

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Важность участия тела в молитве

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся . Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой .

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Труд в молитве

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!

Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами .

Положение лежа ниц практикуется только один раз в году - во время чтения молитв на вечерне .

Как читать дома молитвы - стоя или сидя?

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя . Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

Молитва стоя

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

  • прямо,
  • благоговейно,
  • не переминаясь с ноги на ногу,
  • не делая суетливых движений.

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

  • чтения Евангелия
  • в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
  • во время возгласов священника «Благословенно царство...»

Молитва на коленях дома

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.

Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия

Вкусивший человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом .

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

Как правильно совершать земной поклон?

Земной поклон - это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается .

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

  • два земных поклона до прикладывания и
  • один земной поклон после прикладывания.

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны , поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными .

Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос...» совершается один поклон.

Как правильно совершать поясной поклон?

Поясной поклон - это поклон в пояс , когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени .

  • Обычно делается сразу после крестного знамения
  • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм .

Молитвенные жесты

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, - это крестное знамение .

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения .

О крестном знамении в православии: сила, значение и суть

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься .

Крестное знамение - это напоминание о Кресте , на котором был распят . Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

Как совершать крестное знамение?

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой .

Сначала складывают пальцы :

  • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
  • безымянный и мизинец остаются согнутыми.

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

  • сначала лба, освящая свои мысли,
  • затем живота - во освящение сердца и чувств,
  • затем правого плеча
  • и, наконец, левого плеча - во освящение телесного здоровья и поступков.

После этого должен следовать наклон головы или поклон .

Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие .

Для этого жеста

  • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
  • мизинец и безымянный прижимают к ладони.

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу - , безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец - три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Именословное перстосложение

Существует еще один молитвенный жест - именословное перстосложение.

Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

  • указательный палец вытянут,
  • средний слегка согнут, образуя букву С,
  • большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
  • мизинец также согнут в виде буквы С.